АЛЬГАМБРА - Страница 4

26. Бани Комарес (Baños de Comares), или Хамам, – традиционные арабские бани, сделанные по образцу римских терм. Из дворика Линдараха можно было войти в большой предбанник, или аподитерий. Он назывался Залом отдыха (bayt al-maslaj), или Залом ложей (Sala de las Camas), поскольку по стенам стояли ложа для отдыха после бани. В центре находится фонтан, по сторонам – два помоста, отделённые колоннами. Стены богато отделаны лепниной и изразцами. Наверху сделана галерея, на которой находились музыканты. Свет шёл из высокого фонаря в центре потолка. Вся собственно банная зона освещалась через застеклённые звездообразные отверстия в куполах. За аподитерием следовал фригидарий (bayt al-barid) – зал с холодным бассейном; далее – центральный тёплый зал, тепидарий (bayt al-wastani), и, наконец, – горячий зал, кальдарий (bayt al-sajun), за стеной которого стоял медный котёл, где грелась вода. Отопление осуществлялось за счёт системы гипокауста под полом и в стенах. Немалая часть отделки восстановлена в XIX в. 27. Дворец Львов (Palacio de los Leones) – частные покои эмира; построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти. Существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королём Педро Жестоким (Педро I Кастильским; 1334–1369 гг.). 28. Львиный дворик (Patio de los Leones) – центральный двор дворца, по периметру окружённый арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124; входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны ещё в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида; а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, т.е. во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака. 29. Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes) служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн (разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты), сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и заменённого; можно видеть остатки первоначального потолка 1863 г. Окаймлён вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик. 30. Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes); расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов имел близость с женой султана. Ржавые пятна в 12-угольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале – купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу – изразцами XVI в. 31. Зал Королей (Sala de los Reyes) замыкает Львиный дворик с востока; возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделён парными арками на три квадратных секции. Названием обязан росписи на потолке центральной секции, сделанной на коже и приклеенной: изображено десять сидящих персонажей в характерной восточной одежде, в тюрбанах и с саблями, беседующих меж собой, – по одной из версий, это десять первых эмиров династии Насридов. До XIX в. их считали судьями, и зал назывался Залом Правосудия (Sala de la Justicia). На потолке двух боковых секций изображены галантные сцены с участием кавалеров и дам; здесь также можно усмотреть влияние христианского искусства. 32. Зал Двух Сестёр (Sala de las Dos Hermanas) – центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделённым фонтаном. Особо выразителен здесь 8-гранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы (сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши), также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов. Над дверями сделаны антресоли.

 



 
PR-CY.ru