АЛЬГАМБРА

АЛЬГАМБРА («красный замок») – архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230–1492 гг.), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра – их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV в.). В состав обширного комплекса, заключённого в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры. Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе. Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода, пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это – в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба. Холм Ла-Сабика, большую часть которого занимает Альгамбра, был населён ещё в доримские времена. Первую крепость здесь построили арабы; она называлась Ильбира (по-испански Эльвира). В конце IX в. здесь укрывался вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби. Далее это место долго не упоминается  – до XI в., когда полуразрушенное укрепление отстроил визирь эмира Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов Шмуэль ха-Нагид (993–1055/1056 гг.). До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укреплённый квартал (медину). Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские и т.д. В 1238 г. Гранаду захватил Мухаммед I ибн Наср, по прозвищу «аль-Ахмар» («Рыжий»), отняв её у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа, который ранее, в свою очередь, отобрал её у ослабевших Альмохадов. Войдя в город через Ворота Эльвиры, он занял Флюгерный Замок. На приветствия жителей «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!» он отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха». Эти слова (Wa La Ghalib illa Allah) стали девизом основанной им династии Насридов и часто встречаются на стенах Альгамбры. Мухаммед I начал строительство дворца, которое продолжил его сын и наследник Мухаммед II (1273–1302 гг.). При Юсуфе I (1332–1354 гг.) была построена башня Комарес, при Мухаммеде V (1354–1359 гг.) – Львиный дворик. Были выделены Алькасаба как цитадель и Медина – жилое поселение с эмирским дворцом. В 1492 г. Гранада была завоёвана католическими королями, и Альгамбра стала королевской резиденцией. Её первым алькальдом (и генерал-капитаном Гранады) был назначен граф де Тендилья, внук знаменитого испанского поэта маркиза де Сантильяны, Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес (1440–1515 гг.), прозванный «Великим Тендильей». В XVI–XVII вв. на месте мечети была построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V (1500–1558 гг.) из рода Габсбургов (в 1516–1556 гг. – король Испании, в 1519–1531 гг. – немецкий король, в 1519–1556 гг. – император «Священной Римской империи»). После воцарения Бурбонов, т.е. с царствования Филиппа V (1700–1746 гг.), испанские короли практически утратили интерес к Альгамбре. В 1812 г. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки Альгамбры. По приказу маршала Никола Жан де Дьё Сульта (1769–1851 гг.) под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска (но документальных подтверждений этого события нет). В 1821 г. Альгамбра пострадала от землетрясения. Со второй трети XIX в. она стала привлекать европейских и американских романтиков – литераторов и художников. В частности, Альгамбра произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, в 1829–1832 гг. жившего в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и др. Тогда же начались работы по её реставрации, в которой особо прославились архитекторы Хосе Контрерас Осорио (руководивший работами в 1841–1843 гг.), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос (в 1847–1890 гг.) и внук Мариано Контрерас Гранха (в 1890–1910 гг.). Впрочем, по современным представлениям их реставрация была далека от научной. Они исходили из распространённых в то время и весьма искажённых представлений о мавританской архитектуре, породивших даже архитектурный стиль «альгамбризм». Ближе к историческому облику Альгамбру вернул архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, хранитель музейного комплекса в 1923–1936 гг.

 



 
PR-CY.ru