АМПИР - Страница 2

В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помеянском стиле. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Франсуа Пасаль Симон Жерар (1770–1837 гг.). Но император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Шарль Персье (1764–1838 гг.) и Пьер Фонтен (1762–1853 гг.), ранее, в 1786–1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили наподобие древнеримских Триумфальную арку на площади Карузель в Париже (1806–1808 гг.). В 1806–1836 гг. ещё одна Триумфальная арка была возведена по проекту Жана-Франсуа Шальгрена (1739–1811 гг.). Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также его работы, император вёз в обозе в Москву, чтобы установить её в покоренном городе. Исследователи считают примечательным, что в стиле ампир было создано относительно мало выдающихся произведений живописи, архитектуры и скульптуры. Так, исследователь архитектуры И.Э. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами, «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но столь резкая его оценка, вероятно, объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью возможностей самого стиля. Примитивность содержания и жёсткость идеологических установлений сделали ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мёрзли от холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всём подражавшем французской столице (воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг»). В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки», авторами которого были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчёркивали «возможность использования самых разных стилей всех времён и народов», но на первое место следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор того же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Парадоксально, но ампир, несмотря на нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос), а картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801 г.), исполненная по его заказу для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798–1799 гг.), вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетские мотивы». В 1802–1813 гг. вышло грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, выполненным бароном Д.-В. Деноном во время похода, а в 1802 г. опубликовано также иллюстрированное его рисунками 9-томное «Описание Египта» Э.-Ф. Жомара.

 



 
PR-CY.ru