АМПИР

АМПИР, «Стиль Империи» – исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой империи Наполеона I Бонапарта (1804–1814 гг.). Исследователи утверждают, что хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки: с одной стороны, что они ограничены концом правления Директории (1799 г.) или годом коронации Наполеона (1804 г.), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814–1815 гг.). Тем не менее, в столь короткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в искусственно насаждаемый императорской властью холодный, помпезный, напыщенный стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы в «стиле Директории». Однако ампир коренным образом отличается от классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI (1774–1793 гг.) и демократическую строгость стиля Директории (1795–1799 гг.) сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики «века Перикла», то художникам французской империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Специалисты считают, что этому существенному различию не всегда придаётся должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «ампире как о высшей стадии развития классицизма»; что подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин. Наполеоновский ампир – стиль жёсткий и холодный. Французский поэт Поль Верлен (1844–1896 гг.), чьё творчество относится к эпохе глубокого упадка моральных сил буржуазии, назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Русский советский художник, реставратор, искусствовед и просветитель Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960 гг.) писал, что «блестящее развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира». Этот стиль демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, он  своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции классицистическую традицию (в этом особенность развития французского искусства). Ведь не случайно историк искусства и архитектуры Владимир Яковлевич Курбатов (1878–1957 гг.) подчеркивал, что «появление стиля ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением всё тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу – Жаку-Луи Давиду (1748–1825 гг.). Ещё накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784 г.) и «Брут» (1789 г.) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг древнеримского историка Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.). Для работы над этими картинами Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута» (слава художника превратила его в первого живописца империи). Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.

 



 
PR-CY.ru