АНТВЕРПЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР - Страница 3

В течение всего XIX в. храм был полностью восстановлен и обновлён (последние реставрационные работы собора проводились с 1965 по 1993 гг.). Была проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания, и в конечном итоге всё же удалось сохранить его неповторимый облик. Внутри собор наполнен светом и поражает своим размером. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа. Интерьер собора строгий и торжественный. Росписи купола были сделаны в 1647 г. Корнелиусом Схютом, а кафедра архиепископа в пышном барочном стиле изготовлена Ван дер Воортом в 1713 г. Её украшает обильная резьба: орнамент, деревья, птицы, многочисленные фигуры. Оконные витражи на библейские сюжеты выглядят так же роскошно, как и убранство алтарей. Главный вход отмечает могучий стройный портал, который украшает сложный, в три яруса, рельеф на тему Страшного суда. В передней части собора есть стела, богато украшенная скульптурами, и скиния с Ковчегом Завета. Алтарь выполнен в стиле позднего рококо, напротив него – фреска Братства Святого Причастия. В передней левой части собора есть ряд красивых темных панелей с девятью исповедальнями. Над ними – Двенадцать апостолов, сопровождающих двенадцать женских фигур. В купольной части часовни – картина Божьей Благодати, в честь которой названа церковь. Некоторые фрески были восстановлены из первоначальных (до иконоборчества 1566 г.), другие полностью заменены. Западный вход обставлен статуями миссионера св. Виллиброда (он, как полагают, мог находиться в Антверпене в XVII в.). Собор окружают многочисленные капеллы, в которых погребены знатные горожане, епископы, государственные деятели. Здесь находится мраморный саркофаг епископа Амброзио Мариуса Капелло, бронзовое надгробие Изабеллы Бурбонской – жены бургундского герцога Карла Смелого (1433–1477 гг.). Император Священной Римской империи Карл V (1519–1558 гг.), отметил, что шпиль собора должен находиться в стеклянной оправе, а Наполеон сравнивал шпиль с брабантским кружевом. С восторгом отзывался о соборе и Альбрехт Дюрер. В интерьер собора входят, как считается, лучшие работы известнейшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577–1640 гг.): полотна «Воздвижение Креста Господня», «Успение Пресвятой Девы Марии» и «Воскрешение Христа», написанные специально для Антверпенского собора. Исследователи подчёркивают, что особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно «Снятие с креста», составляющее основу одноименного триптиха, написанного Рубенсом в 1612 г. после возвращения из Италии. В задней части главного алтаря находится картина «Смерть Марии», местного мастера Абрахама Матиссена. В соборе есть ряд значительных работ и таких художников, как Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос. Две работы были изъяты из собора и увезены во Францию Наполеоном, но затем были возвращены в храм. В 1798 г., в период французского господства, часть интерьера собора была распродана на аукционах и разошлась в разные уголки Европы. В 1991 г. пять мраморные рельефов были выкуплены из аукционного дома Кристис в Лондоне, в то же время в самой провинции Антверпен были куплены ещё два фрагмента. Шестая и последняя часть рельефа была возвращена собору уже в 1996 г.

 



 
PR-CY.ru