АНТВЕРПЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР

АНТВЕРПЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР, Церковь Пресвятой Богородицы (Antwerps Kathedraalkoor) – римско-католическая приходская церковь в Антверпене. Принадлежит епархии Антверпена, носит статус главного  кафедрального собора с 1559 по 1803 гг. и с 1961 г. по настоящее время. Это – один из крупнейших храмов Римско-католической церкви. Собор Антверпенской Богоматери является классическим готическим крестообразным храмом и представляет собой семинефную базилику, пересеченную трансептом. Крестообразный храм (известный ещё как базиликальный) – это тип храма, чей план имеет пересечение-крест в виде поперечного нефа (трансепта) между основным нефом (фр. nef, от лат. navis – корабль) и хором. Место соединения корабля (продольный неф) с трансептом образует латинский крест, зачастую увенчанный нервюрным (от фр. nervure – жилка, ребро, складка) или звездчатым сводом при пересечении башни и купола. Собор является памятником средневековой и готической культуры, издавна считается символом Антверпена. Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Собор увенчан тремя башнями, из которых наибольшее впечатление производит грандиозная северная башня (высота 123 м) – самая высокая церковная колокольня в Бельгии. Славится своим впечатляющим фасадом с западной стороны, во многом благодаря элегантной и импозантной северной башни, которую видно из любой части города. Её завершает восьмиугольная надстройка с легким крестом наверху. Посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов. Колокольня башни собора является одной из 56-ти колоколен во Франции и Бельгии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Северная башня была построена на средства города Антверпена и считается шедевром поздней готики. Её строительство было завершено в 1518 г. (в конце XIX в. проводились восстановительные работы). Колокольня башни насчитывает сорок колоколов и карильон. К ней ведёт однопролетная лестница, насчитывающая 515 ступеней (но есть и лестницы только для смотрителей). Каждый фрагмент её интерьера защищён и неприкасаем. Такой же высоты (симметричной относительно северной башни) была запланирована и южная башня, но из-за отсутствия денег строительство, которое финансировалось за счёт прихода, так и не было закончено. По сей день южная башня наполовину меньше северной, её также увенчивает шпиль (хотя и невысокий). Исследователи утверждают, что ни одна из этих башен не достигла запланированной высоты. Над трансептом собора возвышается фонарная башня, причудливый купол которой возвышается над средокрестием. Её назначение – освещать тёмные просторы огромного здания, в частности, центрального нефа и хора. Башню окружают три этажа окон. Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох (из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось). Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 гг., в период иконоборчества в Западной Европе (1566 г.), а также от обстрелов в годы Великой Французской революции, поэтому в настоящее время признаётся необходимость его реставрации. Собор был спроектирован в готическом стиле архитекторами Жаном и Петером Амелями, заложен в 1352 г., и хотя первый этап был закончен в 1521 г., однако строительство собора по сей день считается «незавершённым». Там, где сейчас стоит кафедральный собор, в IX–XII вв. была небольшая часовня во имя Божьей Матери, которая в 1124 г. приобрела статус приходской церкви. В течение XII в. она была заменена большой романской церковью (80 м в длину и 42 м в ширину). Как выглядела церковь-предшественница, исследователи выяснили после проведённых в 1980 гг. раскопок.

 



 
PR-CY.ru