АМСТЕРДАМСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ - Страница 2

3. Церковь св. Николая  (Синт Николааскерк) – римско-католическая церковь в центре Амстердама. Официально она называлась «Церковь св. Николая в стенах» (имелись в виду старейшие городские защитные укрепления). Архитектор Блейс (1842–1912 гг.) спроектировал её, основываясь на сочетании нескольких возрожденных стилей, среди которых, в первую очередь, исследователи выделяют нео-барокко и нео-ренессанс. В основе плана церкви лежит схема классической базилики в виде креста с тремя пристройками: нефом, двумя приделами и одним трансептом. Хоры располагаются, как обычно, в конце нефа. На концах, образуемых трансептом и нефом, находятся две часовни, по традиции посвященные Марии и Иосифу. Фасад завершают две башни с окном-розой между ними, в центре которого – барельеф с изображением Христа и четырех евангелистов, выполненный в 1886 г. в мастерской Ван ден Босха и Кревелса. Скульптура святого покровителя церкви и города Амстердама, выполненная известным скульптором Бартом ван Хове (1850–1914 гг.) в 1886 г., помещена в нишу в верхней части фронтона. В церкви есть орган Зауэра XIX в. Он звучит во время концертов, на нём также аккомпанируют во время мессы (в церкви всё ещё идёт активная приходская жизнь).

4. Западная церковь (Вестеркерк) – протестантская церковь, построенная в 1620–1631 гг. по проекту Хендрика де Кейзера. Она прилегает к амстердамскому кварталу Йордаан на берегу канала Принсенграхт. Вестеркерк находится неподалеку от Ахтерхёйс (сейчас это Дом Анны Франк), где во время Второй мировой войны на протяжение двух лет скрывалась от нацистов семья Анны Франк, написавшей об этом в своём дневнике: её часовую башню было хорошо видно с чердака дома, и Анна Франк описывала бой часов как источник спокойствия (рядом с церковью установлена её статуя). Поблизости от Вестеркерк находится Гомомонумент, установленный в память о мужчинах и женщинах, которых преследовали за нетрадиционную сексуальную ориентацию. 10 марта 1969 г. будущая королева Беатрикс (тогда она была ещё принцессой Беатрикс) сочеталась в церкви Вестеркерк браком с принцем Клаусом. Шпиль церкви является самой высокой церковной постройкой в Амстердаме (высота его составляет 85 м). Корона, венчающая шпиль, – точная копия имперской короны короля Австрии Максимилиана I (1459–1519 гг.). Церковные колокола были отлиты братьями Хемони. В церкви Вестеркерк был похоронен Рембрандт ван Рейн (1606–1669 гг.), однако точное местонахождение его могилы исследователям не известно, но они предполагают, что она находится у северной стены. Здесь же похоронена и его возлюбленная Хендрикье Стоффельс, а также, возможно, его сын Титус ван Рейн. В Вестеркерк похоронены и другие художники – Николас Берхем, Гиллис де Хондекутер, Мельхиор де Хондекутер и Говерт Флинк. Украшенные двери церковного органа создал художник Герард де Лересс. В других городах Голландии также есть церкви с названием Вестеркерк, в том числе в Лееурвардене, Энкхойцене, Амерсфоорте, Бунсхотене, Эрмело и в Капелле-аан-ден-Эйссел.

5. Южная церковь  (Зюйдеркерк) – протестантская церковь XVII в. Она находится в районе Ниувмаркт, стоит на площади Зюйдеркеркхоф (что в переводе на русский означает Южное Кладбище), неподалеку от квартала Синт Антонисбреестраат. Это – первая в городе церковь, специально построенная для протестантских богослужений. Её возвели между 1603 и 1611 гг. Заметная колокольня, возвышающаяся над окружающими городскими строениями, была завершена лишь к 1614 г., на ней в 1656 г. был установлен карильон, построенный братьями Хемони. Дизайн церкви выполнен в стиле Амстердамского Ренессанса Хендриком де Кейзером, который был похоронен здесь в 1621 г. (поверх его могильной плиты в 1921 г. был помещён мемориальный камень). Де Кейзер спроектировал церковь в виде базилики с центральным нефом и двумя более низкими боковыми приделами длиной в шесть травеев, с тосканскими колоннами, деревянными полуцилиндрическими сводами и дормерами. Мозаичное стекло в прямоугольных рамах окон в XVII в. было заменено на прозрачное. Колокольня, богато украшенная отделочными элементами, представляет собой квадратное в плане каменное строение, на котором покоится 8-угольная секция из камня-песчаника со свободно стоящими по углам колоннами. Завершает здание деревянный покрытый свинцовыми пластинами шпиль. Церковь Зюйдеркерк использовалась для богослужений до 1929 г. В течение последней зимы Второй мировой войны, вошедшей в голландскую историю как «голодная зима» (hongerwinter), она использовалась в качестве временного морга, потому что люди умирали быстрее, чем их успевали хоронить. В 1970 г. церковь закрыли, потому что она была на грани обрушения. В 1976–1979 гг. отремонтировали, и с 1988 г. она служит муниципальным информационным центром с регулярно меняющимися экспозициями, а также с постоянной выставкой, на которой представлен уменьшенный макет Амстердама, каким он должен стать к 2020 г. С июня 2006 г. в здании церкви находится «Стена славы» – дань уважения голландским знаменитостям, людям, которые внесли положительный вклад в развитие общества, например, в сфере благотворительности. Почётные личности – это мэр Амстердама Йоб Кохен, четырехкратная чемпионка Олимпийских игр по плаванию Инга де Брюин и легендарный футболист Йохан Кройфф. Церковь Зюйдеркерк послужила моделью для французского художника-импрессиониста Клода Моне, который написал картину с видом этой церкви во время своего посещения Нидерландов. Относительно даты написания картины есть разногласия, но, скорее всего, это было одно из 12 полотен, созданных художником, когда он приезжал в Амстердам в 1874 г. В центре композиции находится шпиль церкви, канал Гроенбургваль на переднем плане подводит взгляд зрителя к шпилю. Отражения зданий в воде канала даны желтыми мазками кисти без детальной прорисовки (в настоящее время картина находится в Музее искусства в Филадельфии). Церковь Зюйдеркерк сыграла важную роль в жизни Рембрандта. Она расположена совсем рядом с его домом, который находится на улице Йоденбреестраат. Здесь похоронены трое из его детей.  В Зюйдеркерк в 1680 г. был похоронен и один из самых известных его учеников – Фердинанд Бол. Согласно местной легенде, Рембрандт написал картину «Ночной дозор» в здании церкви, потому что его собственная студия была тогда слишком мала. Однако эта версия имеет много противников и, скорее всего, не соответствует действительности.

 



 
PR-CY.ru