АМЬЕНСКИЙ СОБОР - Страница 2

Обе они находятся по бокам маленькой четырехугольной башенки, помещенной между двумя боковыми выступами. Внутри каждой башенки есть винтовая лестница, позволяющая достигать первых этажей башен и элегантной пирамидальной, хорошо украшенной крыши. На южной стороне южной башни, на уровне западного выступа, – солнечные часы над статуей ангела. Северную башню начали возводить в 1375 г. и завершили в 1402 г. Вначале должны были построить огромную подпорку, чтобы избежать опасности развала из-за наклона местности. Башня украшена в стиле пламенеющей готики, намного больше, чем примыкающий северный фасад. Там можно увидеть статуи XIV в., размещенные в три ряда друг над другом. Нижний ряд представляет статуи Девы Марии, св. Жана-Батиста и св. Фирмена-мученика. Средний ряд: статуи короля Франции Шарля V и его двух сыновей, наследника престола Шарля (будущего Шарля VI) и Луи герцога Турени (будущего герцога Орлеана). Наконец, третий ряд: статуи кардинала Жана де Ла Гранжа и двух неизвестных персонажей. Входы западного фасада, как и входы южного трансепта, украшены скульптурами. Большой центральный вход (вход Страшного суда, иногда еще называемый входом Красивого Бога), окружен другими двумя более маленькими входами: Матери-Бога и св. Фирмена. Тимпан большого входа (треугольное поле фронтона, в котором часто помещают скульптуру, живописные изображения или гербы) украшен картинами Страшного суда (согласно христианской традиции, в конце времен мертвые воскреснут и будут судимы Христом). Тимпан подразделен на три регистра. На нижнем уровне тимпана воскресшие выходят из своих могил под звуки трубы. Архангел Михаил и его весы представлены в середине, чтобы взвешивать души. Внизу сцены дьявол пытается жульничать, наклоняя поднос весов. В промежуточном регистре грешные отделены от избранников, они полностью голые, а дьявол продвигает их вперед, к пасти чудовища Левиафана (морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной). В высшем регистре – Христос с поднятыми руками и обнаженным торсом, чтобы были видны его раны, рядом с Девой и св. Жаном, которые, встав на колени, просят о спасении душ, а также ангелов, которые несут инструменты Страсти. Представление ада и рая находятся в нижних клинчатых кирпичах изгибов свода тимпана. В раю вначале видятся души, собранные возле Авраама, родоначальника всех народов. Затем они направляются к городку, который представляет небесный Иерусалим (в соборе Парижской Богоматери ад представлен аналогично). Можно увидеть котелок и голых всадников, призывающих к Апокалипсису, на поднятых на дыбы лошадях. Ад занимает только малую часть, несколько элементов подчеркивают милосердие и доброту Бога. Дева Мария и св. Жан просят за нас, а изображение Христа, его раны, напоминают, что он пришел к нам в качестве Искупителя. На опорах арки оконных откосов находятся большие статуи двенадцати апостолов, окруженных четырьмя главными пророками. Слева от входа (если стоять напротив входа), размещены слева направо (т.е. от внешней стороны и вглубь, в сторону Христа): пророки Даниил и Иезекииль, Симон Кананит, Филипп, Левий Матфей, Фома, Иаков и Павел, который несет книгу и меч. Справа (если стоять напротив входа): апостол Петр, легко узнаваемый благодаря его обычному атрибуту – ключи, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев с раковиной в руке, Иоанн Богослов, Фаддей, Варфоломей, пророки Исаия и Иеремия. Представление о некоторых статуях недостоверное, т.к. их отличительный атрибут был утерян. На их основе есть серия медальонов, представляющих достоинства и недостатки. Северный вход посвящен св. Фирмину. Со всех сторон входа – шесть больших статуй; большая часть из них представляет святых, чьи мощи выставляли каждый год на главный алтарь. Цоколи входа св. Фирмина украшены серией медальонов из четырех листов и представляют собой аграрный календарь, который устанавливает соответствие между знаками зодиака и работами в течение месяца. Все эти скульптуры, несмотря на свой 8-вековой возраст, хорошо сохранились и называются пикардским календарем или зодиаком Амьена.

 



 
PR-CY.ru