АМЬЕНСКИЙ СОБОР

АМЬЕНСКИЙ СОБОР – католический собор Амьенской Богоматери. Расположен на севере Франции в провинции Пикардия в департаменте Сомма в городе Амьен. Считается самым просторным во Франции (его внутренний объем равен 200 тыс. кубометрам). Наряду с соборами в городах Шартр, Реймс и Бурж считается эталоном классического готического стиля. Включает элементы высокой (зрелой) готики (в частности, проходы позади хоров) и пламенеющей готики, в частности, большой круглый витраж-роза на западном фасаде, северная башня и кресла со спинкой. Длина собора равна 45 м, высота свода – 42,3 м. С 1862 г. считается историческим памятником Франции, с 1981 г. входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был возведен в виде латинского креста, с нефом и трансептом в притворах и хоре, который сам включает пять нефов. Неф состоит из трех частей: большие аркады (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны), трифорий (узкая декоративная галерея в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего) и высокие окна. Опоры, которые поддерживают аркады, круглые, размещены четырьмя столбиками. Столбиками поддержаны своды в пересечениях стрелок. Деамбулаторий окружают семь часовен. Пропорции очень гармоничны. Гармоничен и западный фасад, имеет три входа, три уровня высоты и две башни. Уровни повышения, возвышающих трифорий (уровень входов, уровень Галереи королей), образованы рядом парных аркад в сочетании с розетками. Выше возвышаются две башни, соединенные Эженом Виолле-ле-Дюк в XIX в. Галереей звонарей. Над каждым из трех входов – треугольный стрельчатый фронтон, в центре оформленный в виде клеверного листа. По бокам оснований этих стрельчатых фронтонов находятся фантастические и гримасничающие существа. Большой стрельчатый фронтон центрального входа на своей вершине имеет статую ангела, звонящего в трубу. Разница между внутренним фасадом и внешним поразительна: внутренний содержит первый проект, впоследствии измененный, скрытый хором, а внешняя часть западного фасада – в том числе и башни, 6 м глубиной. Фасад учитывает чрезмерное повышение нефа (более 4 м) на высоких больших стойках. Розетка переделана в XVI в. в стиле пламенеющей готики. Еще выше находится полог (заалтарная занавесь), «Галерея звонарей», дальше возвышается вторая галерея, состоящая из тонких ажурных аркад. За этими галереями находится терраса, названная «Палатой музыкантов». Четыре мощных контрфорса вертикально разделяют здание и отделяют три входа. Эти выступы резко сужаются при длинном переходе ко второму уровню, образовывая уединенное место (в этом трифории находится Галерея королей). Второй уровень фасада находится в стороне по отношению к нижнему этажу входов. Четыре выступа украшены величественными высокими частями здания. Точно такой же переход – от второго уровня к третьему (розетка), а также следующий ряд четырех самых высоких частей здания. Таким образом, весь фасад оказывается декорированным. Но в нем есть и техническая ошибка, заключающаяся в том, что дождь заливает паперть больших галерей (площадку под открытым небом перед внутренним притвором), что является проблемой сохранения скульптур входов. Башни были последними частями здания. Из-за отсутствия денежных средств обе башни построили прямоугольными, точнее сказать, продолговатыми. Это только половины кругов на протяжении всей их высоты, и оба выступа, которые должны были оказаться сбоку, стали угловыми выступами. Иначе говоря, в действительности это половины башен (полукруг), не имеющие никакого объема. Они не позволяют возносить здание вверх, хотя должны были бы это сделать. Заострение здания происходит за счет стрелы трансепта, которая видна с многочисленных мест города Амьена. Башни отличаются по высоте и оформлению последних этажей. Вершина южной башни – это стиль высокой (зрелой) готики, вершина северной башни, построенная 36-ю годами позже, – это красивый пример пламенеющего готического стиля.

 



 
PR-CY.ru