АНЬОЛО (Анджело) БРОНЗИНО

АНЬОЛО (Анджело) БРОНЗИНО (1503–1572 гг.) – итальянский живописец, представитель маньеризма. Родился в Монтичелли близ Флоренции (Италия), умер во Флоренции. Был любимым учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540 г. он – придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи (Флоренция после установления власти Медичи становится одним из важнейших центров маньеристического искусства). Бронзино Анджело создал тип аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545 г.). Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. В его творчестве маньеризм достигает наивысшего расцвета. Он великолепно умел построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и (при всей идеализации) сохранить убедительное портретное сходство. Но в его портретах отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатлеть официально-парадный облик человека, его сословное величие. Композициям Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия, позы персонажей переусложнены, их движения напряжены. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Анджело Бронзино тесно связаны не только с их парадно-официальным характером, но и свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание и становятся более выразительными, чем лицо. Таково, например, великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550 гг.). После 1540 г. Анджело Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и др.). Его картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» и «Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция). Одними из самых известных произведений Бронзино являются написанные на сложные аллегорические сюжеты картины «Венера и амур», «Аллегория триумфа Венеры», «Амур», «Глупость» и «Время» (1544–1545 гг., Лондон, Национальная галерея). Гораздо лучшее впечатление оставляют портреты, особенно такие, как «Элеонора Толедская с сыном» (1545 г.), «Молодой человек с лютней» (около 1530 г.) и «Лукреция Панчиатики» (1540 г.) (все – в Уффици), всегда парадные и холодные, но вместе с тем, точные и правдивые, в которых художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи.

 
PR-CY.ru