АНТОНИС МОР

АНТОНИС МОР (1519–1576/1578 гг.) – нидерландский портретист XVI в. Родился в Утрехте, учился у живописца Яна ван Скореля, нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Антонис Мор с 1547 г. работал в Антверпене, а в 1550–1554 гг. жил в Италии, Испании и Англии, в 1556–1559 гг. – в Брюсселе и снова в Испании. Он был портретистом королей, знати, крупных государственных деятелей. Им была создана целая историческая портретная галерея, запечатлевшая образы вершителей политических судеб Европы – Филиппа II, своенравной и злой Марии Тюдор, холодного, жесткого и надменного герцога Альбы, умного и острожного Вильгельма Оранского и др. Мор – проницательный и острый наблюдатель, однако его портреты отличаются большой сдержанностью и холодной элегантностью. Обычно он прибегал к крупному формату, изображая фигуру в рост или по колена. Известное влияние на него оказало знакомство с портретным искусством Тициана, сказывающееся как в композиции, так и в колорите. Однако исследователи считают, что как колорист Мор не так тонок и ясен. От своего учителя ван Скореля он взял сухую, реалистичную и при этом пластичную манеру, которая была свойственна мастерам-портретистам Северного Возрождения. Мор отражал телесность модели с очевидностью и осязательностью, писал плотно и тщательно выписывал аксессуары. Знакомство с итальянским искусством обогатило его творческие приемы, но контакты с итальянским культурным климатом не притупили ни жесткость его кисти, ни реалистическую конкретность. Его лицам свойственен глубокий психологизм, реалистичность в передаче характера, без каких-либо элементов идеализации. Он предпочитал холодную палитру без вспыхивающих цветов, создавая в своих полотнах настроение сдержанное и замкнутое. Испанские искусствоведы называют Мора отправной точкой великой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета определила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать интерес на модели и не рассеивать внимание на антураж. Он прививает испанскому портрету приемы живописи своей родины – в изображениях монархов исчезает пространственная среда, остается один темный фон. Акцентируется сильное и живое в модели, на нейтральном фоне выделяется суровая телесность. Другая особенность – любование предметами, тщательность воспроизведения мельчайших ювелирных украшений, аксессуаров, которая придает глубокую документальность (она тоже станет традиционной). Испанские художники, работавшие при дворе Филиппа II, на творчество которых повлияла манера Мора: Хуан Пантоха де ла Крус, Алонсо Санчес Коэльо.

 
PR-CY.ru