АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ - Страница 2

Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516 г., Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с видом города», 1526–1528 гг., Старая Пинакотека, Мюнхен). На фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Мир картин Альтдорфера – драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающе прекрасный. Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед зрителями чудо события, открывающегося на полотне: «Отдых на пути в Египет» (1510 г., Берлин, Далем), «Рождество Христово» (1512 г.; Берлин, Далем), «Рождение Марии» (1526 г., Мюнхен, Старая Пинакотека), «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г., Мюнхен, Старая Пинакотека). В 1528 г. герцог Вильгельм IV Баварский заказал ряду художников (Хансу Бургкмайру, Бартелю Бегаму и Йергу Брею Старшему) картины на исторические темы. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа – «Битву Александра Македонского с Дарием» (размер 158,4 x 120,31). В развертывающейся в ней космической панораме видны, будто с птичьего полета, тысячи сражающихся людей, корабли на круглящемся до горизонта море. Цвета перетекают один в другой, стихии огня и воды сражаются в небесах, подобно людям на земле, огненно-красные и оранжевые лучи солнца золотят вершины голубых горных цепей, окрашивают края воронки облаков, в которой оно исчезает, наступающая ночь загорается лунным светом. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории – лишь эпизод в общей картине мира. Альтдорфер писал и алтари. Его крупнейшее произведение в этом жанре – алтарь для монастыря в Санкт-Флориане близ австрийского города Линца (около 1518 г.) со сценами мученичества св. Себастьяна и Страстями Христовыми. Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Поначалу он состоял из короба с резными статуями, внутренней пары створок, частично – рельефами, с внешней пары, расписанной с обеих сторон, и, наконец, пределлы – живописной снаружи и резной внутри. При закрытых створках были видны четыре картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась первая пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями Страстей Христовых. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Варвары и св. Маргариты и портретом данатора – настоятеля монастыря Петера Маурера. Готический гротеск форм в изображении мучителей Христа, яркие насыщенные цвета, подобные краскам готического витража, световые эффекты (свет мятущихся факелов и фонарей, мерцание сумерек – в ночных сценах; небо, окрашенное в желтый цвет с кроваво-красным багрецом и слепящее сияние нимба вокруг головы Христа – в «Воскресении») сродни визионерской экспрессии картин Грюневальда, но без его надлома и натуралистически изображенной одухотворенности. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами: «Христос в Гефсиманском саду» (1509 г., Гравюрный кабинет, Берлин), «Дикие люди» (1510 г., Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). Альтдорфер был также выдающимся графиком. В 1530 г., используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), он выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515 г., Городская библиотека, Безансон), писал портреты. Сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532 г., Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв «А» с усеченными вершинами. Младший брат Альтдорфера, Эрхард, также был художником, путешествовал в Австрию вместе с Альбрехтом и испытал сильное влияние его живописной манеры. Эрхард работал в Австрии и исполнил для монастыря в Клостернейбурге алтарь (Монастырский музей, Клостернейбург) со сценами из легенды о св. Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы.



 
PR-CY.ru