АНДЖЕЛЛО ПОЛИЦИАНО

АНДЖЕЛЛО ПОЛИЦИАНО (настоящая фамилия – Амброджини; 1454–1494 гг.) – итальянский поэт-гуманист, филолог, друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Своё прозвище «Полициано» («Пульчанский») он получил исходя из наименования на латыни своего родного городка – Mons Politianus. Профессор греческой и латинской литературы во Флорентийском университете (1480–1494 гг.), автор поэмы «Стансы на турнир» (1475 г.), пьесы «Сказание об Орфее» (1471 г.). По заказу Лоренцо Медичи Полициано написал произведение «О заговоре Пацци» (1478 г.). В незаконченной поэме в октавах «Стансы о турнире» (1478 г., изд. 1518 г.) воплощён идеал совершенного человека эпохи Возрождения. Исследователи полагают, что эта поэма Полициано послужила вдохновением для Боттичелли при написании картины «Весна» (сюжет картины «Рождение Венеры», по-видимому, также навеян одной из поэм Полициано). Анджело Полициано написал также несколько элегий на латинском языке и поднял жанры тосканской народной поэзии (риспетти, баллаты, майские песни) до уровня лучших образцов ренессансной любовной лирики. Большой вклад внёс Полициано и в гуманистическую филологию, особенно разработкой метода исторической критики текста, когда каждый текст воспринимается в контексте эпохи, которой он принадлежит. Его филологические штудии во многом продолжили линию, начатую Петраркой и Валлой. Внеся свой вклад в развитие гуманистической филологии, Полициано применил её достижения к анализу творчества латинских поэтов, в частности Овидия, Стация, Персия, в лекциях, которые он читал в университете Флоренции. Как поэт Полициано многое черпал не только из античной латинской, но и из народной итальянской литературы. Это вполне соответствовало его представлениям о процессе развития и совершенствования языка. В своей теории поэзии и особенно в собственном поэтическом творчестве Полициано активно способствовал формированию ренессансного литературного стиля в латинском и итальянском вариантах. Лучшими созданиями Полициано стали поэмы «Стансы на турнир» и «Сказание об Орфее», написанные в 70-е гг. В них доминирует идея гармонии человека и природы – одна из ведущих идей всей ренессансной культуры. Поэзия Полициано жизнерадостна, пронизана чувством восторга перед красотой природы и призывом наслаждаться ей, как и красотой самого человека. Исследователи подчеркивают, что в итальянских стихах поэта античные мифы переплетались с мотивами тосканской народной лирики. Так, его баллада «Добро пожаловать, май» выдержана в стиле флорентийских майских песен, которые распевали в хороводах юноши и девушки, прославляя весну и любовь. В поэме «Стансы на турнир», посвящённой брату Лоренцом Медичи – Джулиано и его возлюбленной Симонетте Веспуччи, ради которой в январе 1476 г. был устроен роскошный турнир, мифологическая основа произведения служит автору для создания ренессансной идиллии, одухотворяющей природу и обожествляющей человека. В ней художественно воплощена и характерная для гуманизма проблема соотношения доблести и Фортуны. Ведущая тема поэмы – любовь, дающая радость и счастье, но и лишающая человека внутренней свободы. Прекрасный юноша-охотник Юлис (Джулиано), влюблённый в нимфу (Симонетту), горюет об утраченной свободе: «Где твоя свобода, где твоё сердце? Амур и женщина отняли их у тебя». Нимфа среди прекрасных цветов – этот образ из поэмы Полициано навеял и ряд образов в живописи Боттичелли, в том числе в его шедевре «Весна». Его пьеса в стихах «Сказание об Орфее» – первый образец светской ренессансной драмы на национальном языке. В написанной для театра поэме «Сказание об Орфее» Полициано новаторски соединил распространённый в средневековом городе жанр миракля, «священного представления», с известным античным мифом об Орфее – певце, обладавшем волшебной силой, но не сумевшем сохранить свою возлюбленную Эвридику, навсегда оставшуюся в подземном царстве. Гуманистическую идиллию гармонии человека и природы не нарушает в этой драме даже гибель Орфея, который в поэме Полициано являет собой символ поэзии, меняющей мир.

 
PR-CY.ru