АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо других людей и они сами более значимы, чем собственное Я. Термин «альтруизм» противоположен понятию «эгоизм». Он был введен О. Контом, сформулировавшим принцип «Живи для других». Вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В XIX в. под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях – именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип альтруизма был воплощен в христианской заповеди любви и милосердия, но полностью их не исчерпывает, т.к. данные понятия в христианстве включают благоговение и совершенствование. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе альтруизма, а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера, И.В. Гете и др., а в XIX в. – в учениях А. Шопенгауэра и B.C. Соловьева – альтруизму как принципу благожелательности человеческих взаимоотношений придается исключительное значение. В XIX и начале XX в. альтруизм как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н. Леонтьев). В рамках утилитаристской традиции предлагались некоторые модификации альтруизма, призванные облегчить моральный выбор человека посредством исключения из морали заповеди любви, забывая, однако, о том, что содержание, которое мы вкладываем в понятие «любовь», не соответствует тому содержанию, которое христиане вкладывали в слово «агапе» (в смысле любви). Так, допускалось, что человек, ориентируясь на счастье большого числа людей, вправе причинить некоторый вред небольшому числу людей. Этот нравственный аспект по-своему затронул Ф.М. Достоевский, задав вопрос: «Можно ли устроить счастье на земле ценой жизни одного ребенка?» (он имел в виду Иисуса Христа).

 



 
PR-CY.ru