АКСИОЛОГИЯ - Страница 3

Близкий к шелеровскому вариант аксиологии в русле своей стратификационистской онтологии предложил Н. Гартман, наделив ценности Духа объективным существованием, которое раскрывается в субъективных актах ценностных суждений и поступков. Правда, онтологический статус объективного мира ценностей у Гартмана так и остался неясным. Универсальную систему категорий в аксиологическом освещении представляет собой своего рода классификация ценностей, предложенная Мюнстербергом. В отечественной традиции наиболее систематические варианты религиозно-философской аксиологии были предложены В.С. Соловьевым и Н.О. Лосским. Объективный и абсолютный характер ценностей (Добра, Красоты, Истины), по их мнению, обусловлен наличием совершенного божественного бытия, а человек в своем творчестве должен стремиться к посильному воплощению этой ценностной полноты. В аксиологических исканиях XX в. отразились как его драматические политические коллизии, так и существенные культурные трансформации, связанные с техническим прогрессом и возникновением сложнейшего комплекса нравственных проблем в науке, технике и политике. Из философских трудов аксиологическая проблематика перекочевала на страницы научных и научно-популярных изданий, стала предметом обсуждений в медицине, биологии, психиатрии, педагогике и даже в точных науках. Здесь достаточно указать на такие проблемы, как угроза существованию жизни на земле со стороны негативных аспектов технического прогресса; нравственные аспекты трансплантации органов, эвтаназии, клонирования в биологии и медицине; сохранение автономии человеческой личности в условиях глобальной информатизации и т.д. В настоящее время сложился целый комплекс междисциплинарных аксиологических дисциплин – биоэтика и этика науки, без взаимодействия с которыми не может сегодня успешно развиваться собственно философская аксиология. Вместе с тем в философской аксиологии по-прежнему остается целый ряд краеугольных теоретических проблем, далеких от своего окончательного решения и служащих и сегодня предметом жарких дискуссий. К их числу, в частности, относятся: проблема природы ценностей; проблема ценностных абсолютов и их критериев; проблема понимания и усвоения ценностных смыслов; вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т.д. Для современных философско-аксиологических исследований характерно их смыкание с антропологической проблематикой и философией языка. В целом в аксиологии следует различать два основных направления: субъективно- и объективно-идеалистическое. Для первого характерно релятивистское понимание ценностей. Объективно-идеалистическое течение аксиологии представляет ценности не зависящими от субъекта и его оценочных суждений; ценность признается первичной по отношению к оценивающему. Это приводит к онтологизации ценностей (онтология – учение о бытии как таковом).

 



 
PR-CY.ru