АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ, в миру Аверкий (XI в.) – архимандрит, преподобный. Согласно его «Житию», с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и Авраамий усиленно трудился над распространением христианской веры. Недалеко от его кельи было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. Согласно преданию, Авраамию в видении предстал апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте капища он основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем, а в память о явлении воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные Авраамием, многие язычники крестились. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни. По ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, Авраамий был взят стражей и представлен в власянице к князю Владимирскому. Однако кротость и благочестие избавили его от истязаний: он был отпущен в свою обитель. Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления. Святые мощи его обретены при великом князе Всеволоде (1176–1212 гг.). В 1551 г. царь Иван Грозный (1548–1574 гг.) перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском-Авраамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иван Грозный приказал построить в Авраамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы. Память святого 23 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых, и 29 октября. А.В. Карташев в «Очерках по истории русской церкви» (М., 1997, стр. 152–153) утверждает, что жизнь Авраамия следует приурочить не к XI в., а к XIV, поскольку память его в святцах начинает отмечаться только с конца XV в. Тогда же было составлено и его «Житие». В нескольких редакциях «Жития», разгруппированных митрополитом Макарием и анализированных В.О. Ключевским, достаточно ясно открывается произвольное творчество его авторов. Резкие внутренние несообразности (с одной стороны, дело происходит во времена полного язычества при князе Владимире и его сыне Борисе, а с другой – Авраамий является уже «архимандритом», а великий князь сидит во Владимире-на-Клязьме и т.д.) и противоречие другим историческим источникам (посланию Симона, «Житию» св. Лаврентия), которыми полно «Житие» Авраамия, возбуждали подозрения историков и заставляли их отодвигать время жизни этого святого в гораздо более позднюю эпоху по сравнению с XI в. Е.Е. Голубинский отождествляет героя «Жития» св. Авраамия с ростовским Богоявленским игуменом Авраамием, по прозвищу «Низкий», который жил в конце XIV в. и путешествовал вместе с митрополитом Пименом в Константинополь, что и могло дать повод житийному рассказу о предстоявшем св. Авраамию чудесном путешествии в Царьград. Другой исследователь А.П. Кадлубовский, защитивший диссертацию на тему: «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых», сходясь с Е.Е. Голубинским в отношении личности Авраамия (XIV в.), указывает на возможные агиографические источники его «Жития», из которых уясняются почти все подробности жизни святого, как, например, борьба Авраамия с идолом Велеса, содействие в этом Иоанна Богослова, борьба с бесом и т.п., так что на долю исторического зерна всего повествования остается только факт игуменства Авраамия в Богоявленском ростовском монастыре, его столкновение с князем и, вероятно, какая-нибудь борьба против языческого суеверия, что и дало повод житийным сочинениям превратить игумена Авраамия в современного князю Владимиру ростовского крестителя.

 
PR-CY.ru