АГАФАНГЕЛ, Преображенский Александр Лаврентьевич - Страница 3

Вернувшись из ссылки, Агафангел получает указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий, согласившись было освободить должность, по-видимому под давлением ГПУ, отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу. Последующее переговоры, телеграммы и письма митрополита Сергия, изобилующие канонической казуистикой, могли только убедить мудрого и твердого, но прямого и простодушного Агафангела в том, что Заместитель митрополита Петра – не тот человек, который способен объединить епископат и выстоять против нажима советской власти. Он понимает, что митрополит Сергий начнет борьбу и посылает в мае 1926 г. телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства». Однако через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствует вступление митрополита Агафангела в должность Местоблюстителя. Он снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы «распоряжения или скорее советы лица безответственного...» Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Будучи лишенным властолюбивых устремлений, Агафангел советует митрополиту Петру передать вместо себя Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия. Но видя пагубность (по его мнению) дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им «Декларации» 1927 г., Агафангел выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 г., в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил Агафангела сохранить с ним общение. Вскоре с Агафангелом случилось несколько сильнейших сердечных приступов. 10 мая 1928 г., предчувствуя близость смерти, он призывает своих викарных архиереев – епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (кобранова) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради церковного мира. Однако тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Агафангел до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Его детская простота и душевная чистота делали Агафангела неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть. Все эти переживания за церковь сильно подорвали его здоровье. Сердечные приступы участились, и в середине сентября он слег в постель. 16 октября 1928 г. митрополит Агафангел скончался. Похоронили святителя лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было светлым, белым, покойным, а от гроба, говорят, веяло благоуханием.



 
PR-CY.ru