АНАСТАСИЙ II

АНАСТАСИЙ II – папа Римский с 24 ноября 496 г. по 19 ноября 498 г. Римлянин по происхождению; до избрания папой был диаконом в Риме. Избрание Анастасия папой было связано с желанием части влиятельных кругов Римской церкви отойти от жесткой линии его предшественников во взаимоотношениях с Византийской церковью, найти точки для примирения и преодолеть так называемую Акакианскую схизму – 35-летний (484–519 гг.) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона (раскол назван так по имени константинопольского патриарха Акакия; Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства). Сразу после интронизации Анастасий II отправил епископов Крескония и Германа к Византийскому императору Анастасию I с дружественным посланием, в котором извещал императора о своем избрании, а также выражал надежду на восстановление церковного единства. Анастасий писал, что действенность таинств не зависит от личных качеств совершающего их духовного лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. На основании этого он, полностью разделяя обвинения против Константинопольского патриарха Акакия и не внося его имени в диптихи, согласился, однако, признать проведенные им крещения и посвящения в сан. Анастасий считал, что восстановление общения между Восточной и Западной церквами после смерти Акакия возможно. Хотя его позиция по отношению к Константинополю формально не отличалась от позиции его предшественников Феликса II (483–492 гг.) и Геласия I (492–496 гг.), тон послания Анастасия, в котором он заявлял, что единство церкви не должно нарушаться из-за одного справедливо осужденного человека, свидетельствовал о стремлении к восстановлению мира. Но переговоры оказались малоуспешными. Сближение Анастасия с Константинополем, общение с диаконом Фотином, посланцем Фессалоникийского епископа Андрея, приверженца патриарха Акакия (Фотин был направлен папой в Константинополь, чтобы присутствовать на диспутах с представителями Александрийской церкви), вызвали недовольство у части римского духовенства, расценившей сам факт принятия папой Фотина как предательство веры, и создали Анастасию репутацию еретика. В это время папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом знак божественного суда (есть версия, что Анастасия отравили именно за это миролюбие). Тем не менее, его имя не было включено в мартирологи, и он стал вторым в списке неканонизированных пап (после Либерия). Данте поместил его в шестом круге ада вместе с еретиками: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад. IX 8–9). Анастасий похоронен в соборе Св. Петра. После его смерти развернулась борьба за папский престол между Симмахом (498–514 гг.) и Лаврентием, признанного антипапой (498, 501–505 гг.), которая сопровождалась кровопролитием в Риме. Анастасий II осудил ересь традуционизма – учение, согласно которому душа человека не связана с телом (как полагал креационизм) и появляется в момент зачатия из семени отца (сторонниками традуционизма выступали Тертуллиан и Лютер) и боролся с монофизитством. Из его сочинений сохранились послания 497 г. с изложением веры и послание 498 г. к епископам Галлии с осуждением традуционизма. Приписывавшееся Анастасию поздравительное письмо к франкскому королю Хлодвигу I по случаю его крещения оказалось подделкой французского ученого-эрудита XVII в. Ж. Винье. Прославился Анастасий тем, что принял монаха Дионисия (в 497 г.), пришедшего в Рим с севера (возможно, из Скифии), и поручил ему систематизировать каноны и папские документы – от папы Сириция (384–399 гг.) до своего понтификата. Этот свод законов получил название «Диониссиана». Кроме того, Дионисий разработал пасхальные таблицы с 437 по 531 гг. и уточнил дату рождения Иисуса Христа. Он пришел к выводу, что Иисус родился 25 декабря 753 г., считая от основания Рима, и 754 г. является первым годом новой эры. Так родилось понятие «до и после рождества Христова». См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru