АФОНСКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕЙМОНОВ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Окончание греческой революции 1821 г. позволило русскому монастырю (как и другим на Афоне) сохранить относительную самостоятельность – турки обложили его только налогами (Святая Гора вносила ежегодно в турецкую казну свыше 800 турецких лир). Подать распределялась между всеми монастырями соответственно численности их братства. В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи. Первые русские иноки прибывают сюда в 1835 г. Среди них многие видные люди России того времени, в том числе князь Ширинский-Шихматов. Иеромонах Аникита (имя князя после пострижения) много содействовал благоустройству русского монастыря «Св. Пантелеймона» и выделил в этих целях значительную часть своего большого состояния. Прилив русских монахов особенно усилился с 1840 г. Их прибытию содействовала не только русская церковь, но и вся государственная машина. В 1845 г. русский монастырь посещает великий князь Константин Николаевич, в 1869 г. – великий князь Алексей Александрович, а в 1881 г. – великий князь Константин Константинович вместе с великой княжной Александрой Петровной. Представительница царского двора не сошла, конечно, с корабля и довольствовалась созерцанием красот Афона с палубы. В 1850 г. численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками, которые боялись (и не без основания) полного численного превосходства русских на Святой Горе. Позже, в начале ХХ в., число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 – в русском монастыре) при общей численности афонской общины 10000 человек. Тем временем умирает старейший из монахов, игумен монастыря Герасим. Новым игуменом в 1875 г. становится Макарий Сушкин, который пребывает на этом посту до 1889 г. При нем монастырь укрепил свое материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди афонских монастырей. Русские монахи с присущей им щедростью каждое воскресенье организовали раздачу продовольствия, одежды и денег для малоимущих монахов и мирян. Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию. О размахе и организации работы свидетельствует тот факт, что только для вышеуказанных целей в монастыре было задействовано 30 человек. Все это, конечно, не было бы возможным без щедрой поддержки со стороны Священного Синода и русского правительства. На нужды монастыря выделялось ежегодно 100 тыс. золотых рублей. Субсидия была отменена в 1917 г. правительством Керенского. Весьма распространенную практику получили и «милостынные сборы» в России в пользу монастыря. Особенно обильным был сбор в 1863–1867 гг., когда иеросхимонах Арсений путешествовал по России со святыней. В Одессе, Санкт-Петербурге и Константинополе у монастыря имелись подворья, откуда поступала экономическая помощь. И, наконец, были многочисленные пожертвования со стороны многих частных лиц. В конце XIX – начале XX вв. на Афон для поклонения чудодейственным мощам Св. Пантелеймона прибывало огромное количество русских паломников. Ежегодно через Одессу, где проходил сбор паломников, в русский монастырь приезжало до 30 тыс. человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме («фондарике») и получали бесплатное питание.

 



 
PR-CY.ru