АФОНСКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕЙМОНОВ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

От полного разрушения ее спасает молдавский господарь Иоанн Каллимах (1758–1761 гг.). Он передает ей одну из часовень своего дворца – Богдан-серай, а также монастырь Иоанна Предтечи. Благодаря Иоанну Каллимаху в русском монастыре проходят восстановительные работы, которые продолжаются его преемником Скарлатом Каллимахом (1773–1821 гг.) до начала греческой национально-освободительной революции 1821 г. Помощь этой греческой семьи, происходящей из константинопольского квартала Фанар, была настолько значительной, что побудила вселенского патриарха Каллиника специальным указом (1806 г.) переименовать русский монастырь Св. Пантелеймона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов). Всему этому, однако, предшествовал переход русского братства из обители «Фессалоникийца» в третий центр, в прибрежную зону, туда, где сегодня находится нынешний монастырь «Св. Пантелеймона». Второй центр русской обители («Фессалоникийца») получает название «Старый Руссик» и становится в дальнейшем зависимой от монастыря Св. Пантелеймона. Свою историю на новом месте русская обитель берет с 1760 г. Основана она там, где еще в конце XVII в. монах Христофор построил келью, небольшую церковь и причал (арсана). Монастырь «Св. Пантелеймона» в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 г. специальной грамотой вселенского патриарха Каллиника был объявлен киновией. Патриарх Каллиник, предвидя в будущем процветание русской обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, «что неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан». Первым игуменом монастыря Св. Пантелеймона стал Савва Пелопонниский, грек по происхождению, подвизавшийся раньше в ските Ксенофонта. Благодаря своей неутомимой энергии он смог добиться не только расширения монастыря, но и улучшения его материального положения. На этом трудном поприще игумена Савву поддержало еще одно обстоятельство. Драгоман (переводчик) турецкого султана Махмуда II (1785–1839 гг.) Скарлат Каллимах был прикован к постели тяжелой болезнью и в отчаянии обратился к целительной силе великомученика Св. Пантелеймона. Он пригласил в Константинополь игумена Савву с просьбой взять с собой чудодейственные мощи святого. После приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и он назначается султаном на место господаря Валахии (1809–1819 гг.). Благодарный фанариот не забывает своего целителя и начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. Для этой цели он присылает в русский монастырь главного инженера турецкого султана, христианина по вероисповеданию. Благодаря усилиям Скарлата Каллимаха здесь строится много зданий (часовни, кельи, гостиница, больница) и, в первую очередь, соборный храм монастыря. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 г. повесила его вместе с вселенским патриархом Григорием  V. Чудодейственные мощи Св. Пантелеймона побывали в Константинополе и раньше, в 1744 г., где в этот год свирепствовала чума. Она унесла сотни жизней жителей города, и, конечно, не только христиан. Тогда власти и жители города обратились за помощью к монастырю «Св. Пантелеймона». И в тот раз святой целитель показал свою силу – жители города были спасены от смертельной опасности. В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала и в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

 



 
PR-CY.ru