АТЕИЗМ - Страница 6

 

Сочинения Протагора о богах было сожжено, и автору пришлось бежать, спасаясь от преследования. Секст Эмпирик (около 200–259 гг.) в книге «Против ученых» кроме названных атеистов упоминает софистов Продика (470–440 гг. до н.э.) и Крития (около 460–392 гг. до н.э.), а к занимающим среднюю позицию в вопросе о существовании богов относит Эпикура (341–270 гг. до н.э.), который «по мнению некоторых, сохраняет бога для толпы, но не признает его с точки зрения сущности вещей», а также предшественников европейского позитивизма – скептиков, которые, полагая, что боги существуют и их надо почитать, избегают «опрометчивости в философском исследовании» и не смеют сказать о богах ничего определенного. Особое внимание он уделяет Евгемеру из Мессины (конец IV – начало III в. до н.э.), который, по-видимому, впервые выдвинул социологический аргумент, сводя происхождение греческой религии к общественной жизни, и объяснял в книге «Священная запись» веру в богов существованием в древности великих людей – основателей религии и культа, обожествленных и почитаемых за свои деяния. О том, что эта теория могла казаться в древности убедительной, говорят факты обожествления греческих царей (потом и римских императоров) после смерти, а иногда и при жизни – Птолемей II Филадельф (IV в. до н.э.), например, еще при жизни получил титул «бога Филадельфа». Впрочем, это не означало, что «обожествленных» людей почитали наравне с традиционными богами. Древнегреческое толкование «нечестивого» как атеиста, отрицающего Бога, оскверняющего святыни, пренебрегающего культом или не почитающего истинных, с греческой точки зрения, общепризнанных государственных богов, во многом близко библейскому объяснению безбожия, а может быть, и воспроизводит его. Платон в диалоге «Законы» перечисляет религиозные преступления, за которые следует сурово наказывать нечестивых: «отрицание богов», «отрицание промысла богов», «богослужения, не предусмотренные законом». Сходства и совпадения, обнаруживаемые в понимании христианством, иудаизмом и язычеством внутренней связи между «благочестивым» и верой в Бога, «нечестивым» и безбожием, имеют глубокий религиозный смысл. Двойное толкование термина «безбожие» является характерным и для греков. Диоген Лаэртский (предположительно конец II – начало III в. н.э.; данные о его личности и биографии отсутствуют), излагая учение стоиков, писал: «…Дурной человек безбожен» («безбожный» здесь говорится в двух смыслах: «противоположный божественному» и «отрицающий божественное»). Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвиненного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие многочисленные случаи преследования за действительные или мнимые расхождения с узаконенным почитанием богов. Хотя невозможно утверждать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проблем (в том числе касающихся богов или Бога) с необходимостью вела к теоретическому «атеизму», тем не менее, очевидно, что античные философские учения, несмотря на их существенные различия (от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к монотеизму Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина), – скорее, расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее. Негативное отношение к атеизму характерно и для монотеистических религий.

 



 
PR-CY.ru