АТЕИЗМ - Страница 2

 

Многообразие исторических форм атеизма и сопутствующих ему явлений затрудняет его классификацию, которая остается неразработанной и в современном религиоведении, проникнутом духом позитивизма в своих исходных установках и методологии. К числу объективных причин, препятствующих классификации атеизма, следует отнести: 1) отсутствие у него (взятого в чистом виде) какого-либо положительного учения. Его основу, в полном соответствии с этимологией этого слова, составляет отрицание Бога, но и само отрицание логически обосновать атеизм не может, поскольку оказывается перед парадоксальной и логически неразрешимой задачей – доказать отсутствие Бога (доказать отсутствие Бога так же тяжело, как и доказать Его бытие: если есть доказательство, то должно быть и опровержение); 2) соединение этого отрицания с самыми разнообразными, иногда противоположными, философскими теориями – материализмом и идеализмом, пессимизмом и оптимизмом, гуманизмом и антигуманизмом, верой в науку и ее критикой, социальным утопизмом и неверием в социальную справедливость. Как следствие – перемещение центра тяжести с отрицания Бога на то или иное конкретное вероучение; 3) понимание атеизма внутри определенной религиозной традиции: признание атеистами приверженцев иных религиозных воззрений, исповедующих других богов. Идеи атеизма нашли отражение еще в древности, в творчестве китайских мыслителей (Ван Чун, Сюнь-цзы), античных философов (софисты, Эпикур, Лукреций, Лукиан). Атеистические тенденции проявлялись в духовной жизни Средних веков и Возрождения (деизм и пантеизм, светская поэзия и литература). Различают атеизм стихийный (на уровне обыденного сознания) и теоретический, который опирается на философию (как правило, это материализм в его исторических формах) и естествознание. Выделяют также вульгарный, догматический и естественнонаучный атеизм, сочетающие в разной степени элементы стихийного и теоретического атеизма. Обычное перечисление (атеизм отрицательный и положительный, теоретический и практический, скептический и догматический) в действительности является чисто внешним, не касающимся существа дела. Невозможно признать правильным и деление атеизма по степени и обширности атеистического направления мысли, поскольку количественный признак не может служить основанием деления. Несколько удовлетворительное деление атеизма предложено Пьером Бейлем (1647–1706 гг.), который признает три его вида: отрицающий бытие Бога, отрицающий лишь свободу в Боге и отрицающий свободу Бога. Но если встать на его точку зрения, то остается непонятным, почему не признать атеистами тех, кто отрицает и другие признаки Бога, например, Ренана, отрицающего неизменную природу Божества и учащего о «Боге в становлении», и т.д. Поэтому единственно правильной точкой зрения может быть та, которая ограничивает понятие «атеизм» религиозной сферой и устраняет его из философской сферы. С такой точки зрения атеистом следует считать того, кто не признает личного Бога, т.е. того, кто вовсе отрицает существование Бога или, подобно деистам, допускает лишь существование безличного верховного начала, или, наконец, того, кто, подобно пантеистам, отождествляет Бога с природой.

 



 
PR-CY.ru