АФРИКАН Секст Юлий

АФРИКАН Секст Юлий – древнехристианский писатель, родом из Эммауса в Палестине, известный своими толкованиями некоторых мест Библии, живший в первую половину III в. Он был ливийским философом, что подтверждается его произведениями, написанными по-гречески. Секст был знаком также с сирийским и латинским языками, что указывает на его родину на северном, латинском берегу Африки. Судя по его трудам в области библейской критики, он знал и еврейский язык. По-видимому, Секст происходил из христианской семьи и принимал участие в походе Септимия Севера (в 195 г.). Он был в дружбе с Абгаром VIII из Эдессы (властителем осренского царства в Эдессе, которое было основано в 137 г. до н.э. и уничтожено при Каракалле в 216 г. н.э.) и воспользовался архивами этого города для своих трудов. Возможно, что он лично знакомился с положением евреев в Вавилонии. Священником Секст был в конце своей жизни (пресвитером в Александрии), а по сообщению некоторых авторов, даже епископом города Эммауса (Никополь) в Палестине, в качестве чего и стал во главе посольства в Рим. Он был современником и другом Оригена (около 185 – 253/254 гг.) и жил при императорах Гелиогабале (218–222 гг.) и Александре Севере (222–235 гг.). Секст составил хронологический обзор событий греко-римской истории, охватывающей время от сотворения мира (5500 г. до н.э.) до 221 г. н.э. Его труд важен для истории евреев. Он послужил главным источником не только для церковного историка Евсевия Кесарийского (около 263/265 – около 340 гг.), но и для византийских историков Георгия Синкелла (рубеж VIII–IX вв.), Иоанна Малалы (около 491–578 гг.), Георгия Кедрина (конец XI или начало XII в.), Феофана (вторая половина VI в.), а также для так называемой «Пасхальной хроники» (условное название византийской хроники, составленной вскоре после 628–629 гг. Во введении сообщается о христианском летосчислении и пасхальных циклах – отсюда ее название. Автор, имя которого неизвестно, – современник византийского императора Ираклия (610–641 гг.), клирик из кругов, близких константинопольскому патриарху Сергию. «Пасхальная хроника» охватывает период от «сотворения мира» до 627 г. н.э. Описание событий византийской истории до конца VI в. компилятивно, в изложении происходившего с конца VI в. автор опирается на устную традицию и собственные наблюдения). Труд Секста включает хронографию, состоящую из 5 книг, где он закладывает основание истории христианской церкви и является предшественником Евсевия Кесарийского. Византийские хронографы часто приводят отрывки из его произведений, благодаря чему они и сохранились. Секст делит всемирную историю на семь эпох-недель, трактуя, таким образом, древнейшую историю человечества, затем еврейскую и, наконец, синхронизирует ее со всеобщей историей. По его словам, Моисей жил за 1020 лет до первой Олимпиады, что, по-видимому, заимствовано им у Юста из Тивериады (о котором упоминает Иосиф Флавий в «Иудейской войне») наряду с другими данными. Вместе с библейскими повествованиями Секст передает много легенд, взятых из Апокалипсиса и мидрашей. Большое произведение Секста, состоявшее будто бы из 24 книг (по словам других, из 14 или 19), посвящено Александру Северу (две сохранившиеся книги трактуют, главным образом, о его военных подвигах). Здесь есть также много данных, важных для еврейской истории. Книга написана в языческом духе и несет в себе много предрассудков и суеверий, почему ее иногда и приписывали автору-язычнику. От Секста сохранилось и два интересных письма: одно к Оригену об апокрифической книге «Сусанна», составляющей в Септуагинте добавление к книге Даниила (доказательства, приведенные Секстом в пользу мнения, что «Сусанна» является подделкой, доставили ему имя серьезного библейского критика), другое – к Аристиду о генеалогии Спасителя, где Секст обнаруживает основательное знакомство с еврейской историей. По-видимому, ему же принадлежит и комментарий к «годовым седьмицам» у Даниила.

 
PR-CY.ru