АФОН, Святая гора - Страница 5

 

Рядом с ней есть другая пещера, пообширнее, обновлена русским пустынником Саввой и снабжена пробитым для света отверстием, вместо окна. На обрыве скалы, названной Самарской, была воздвигнута небольшая церковь во имя Антония Печерского. Есфигмен – с XVIII в. общежительный монастырь, и хотя причислен к первоклассным, но имеет мало братии. Снаружи он имеет вид четырехугольного замка, в его стенах – кельи в 4 этажа, с высокими башнями по углам. Посредине, внутри четырехугольника, расположен главный храм Вознесения Господня, новой постройки, но уцелела и древняя церковь этого наименования. В числе мощей показывают стопу левой ноги Марии Магдалины и часть мощей св. Харлампия. В числе грамот (хрисовулов) здесь хранятся: две – Иоанна Палеолога (1060 г.) и царя Алексея Михайловича. Ватопедский монастырь построен на северо-восточном склоне Афона, на берегу залива Контесса. Местоположение монастыря ровное и красивое. Обитель расположена среди фруктовых садов и виноградников, окруженных с трех сторон густым лесом на горах, в двух часах пути от монастыря Пантократор и в трех – от Кареи. Здесь рассказывается легенда, в которой основателем монастыря считаются император Феодосий Великий (379–395 гг.) и его дети – царевна Плакидия, а также императоры Аркадий (395–408 гг.) и Гонорий. Согласно легенде, Аркадий, во время морского плавания, был волной снесен с корабля в море и выброшен на берег Афона, на том месте, где позже был построен Ватопедский монастырь, в память этого чудесного спасения (на этом месте якобы нашли царевича спящим среди кустов терновника). Разоренный арабами в 862 г. монастырь был восстановлен в Х в., по совету Афанасия Афонского, тремя братьями адрианопольцами: Афанасием, Николаем и Антонием. Ватопедская обитель получила затем много пожертвований от византийских государей и господарей Валахии. Здесь Савва соорудил семь придельных храмов (Параклисов), а в монастырском саду – погребальную церковь Богоматери. В XVI в. валахский воевода Нагул много пожертвовал для обновления главного храма, соорудив еще другой великолепный храм во имя «Положения пояса Богородицы». Ватопед получил в Галаце монастырь (или подворье – метох) Богородицы, близ местечка Фокшан, другой – Мера и третий – Рекотоса, а в Яссах – монастырь Голью (1606 г.) и Барбою. Доходов же с имений в княжествах Ватопед получал до 30 000 рублей в год. Ватопедский Собор Благовещения – самый обширный на Афоне, с преддверием, двумя притворами, по сторонам которых – придельные храмы: справа Николая Чудотворца, слева Дмитрия Солунского. Стенопись приписывается Панселлину, впрочем, без достаточных оснований. В соборе сохранились остатки древней (XII в.) мозаики на стенах и несколько икон, о которых есть чудесные предания. Здесь же, в особом ковчежце, хранится пояс, будто бы принадлежавший Богоматери. Кроме множества мощей в алтаре показывают иконы византийской работы, так называемые «игрушки царицы Феодоры». Здесь же показывают несколько небольших древних мозаических икон и ясписовую чашу – дар императора Мануила Комнена (1143–1180 гг.). Грамоты императоров сохранились только с XIII в., а патриархов – с XVI–XVIII в.; сохранились и грамоты русских царей. Ватопедская библиотека и теперь еще богата рукописными сочинениями духовного содержания. В непосредственной зависимости от Ватопеда находятся скит Великомученика Дмитрия и русский – Андрея Первозванного. Скит Андрея расположен на восточном склоне Афона, в четверти часа пути от Кареи. По красоте местности он называется турецким именем «Серай» (красивый дворец, дача). Его сооружение начал вселенский патриарх Афанасий (Пателарий), который, оставив кафедру, поселился здесь, построил келью, уехал в Россию, где и умер.

 



 
PR-CY.ru