АФОН, Святая гора - Страница 4

 

Замечательна в Хиландаре икона Богоматери, названная «Троеручицей» – это список (копия) с той самой иконы, перед которой якобы молился Иоанн Дамаскин, когда по приказу правителя Дамаска ему отрубили руку, чудесно снова приросшую. В числе святынь и достопримечательностей этой обители считаются часть животворящего древа креста, Евангелие, писанное золотом по багряному пергаменту, и завеса, пожертвованная в 1554 г. Иоанном Грозным, с изображением Христа и некоторых русских святых. В числе мощей в Хиландаре указывают головы пророка Исайи, великомученика Прокопия и Константинопольского патриарха Евтихия. Древнейшим монастырем после Кареиского считается Ксиропотам (т.е. Сухоречный). Название этого штатного монастыря дано ему по месту у глубокого оврага с ручьем, пересыхающим в летнюю засуху, но широким и глубоким зимой. Ксиропотамский монастырь сооружен посредине западного крутого берегового склона Афона, над пристанью Дафне. Согласно преданию, основание Ксиропотама положено в V в. правительницей Восточно-Римской империи, царевной Пульхерией (450–453 гг.). Считается, что она соорудила храм в честь 40 Севастийских мучеников, о которых ей было видение. В VII и VIII вв. обитель Пульхерии опустела, но царевич Павел, появившись на Сухом протоке и основав монастырь, носящий его имя, обратился к императору Роману Лакапину (920–944 гг.) с просьбой восстановить Ксиропотам. Его ходатайство было уважено, но три века спустя восстановленный монастырь был разрушен землетрясением при Михаиле Палеологе (якобы в наказание за принятие Унии с Римом, как утверждают афонские сказания). Андроник Палеолог (не упоминается, какой: II; 1282–1328 гг., или III; 1328–1341 гг.) вновь построил ныне существующие в Ксиропотаме здания, еще раз пострадавшие в XVI в. от пожара и отстроенные султаном Селимом на его собственные средства. Как доказывает султанская грамота от 9 марта 1520 г., хранимая в славянском переводе в обители, это последовало по видению во сне сорока мучеников, повелевших обновить Ксиропотам, в благодарность Богу за помощь, оказанную туркам при покорении Египта. После этого Ксиропотам украшали валахские господари. Главный храм сорока мучеников – крестовидной формы, пятикупольный с 2-мя приделами: правым – «Успения» и левым – «Косьмы и Дамиана». Из достопримечательностей здесь показывают крест из животворящего древа – дар восстановителя, императора Романа, по хрисовулу февраля 1034 г. Сохранился и крест – дар Пульхерии, с частицами мощей сорока мучеников, ее же чаша из яшмы и богослужебная утварь. В числе мощей кости рук Игнатия Богоносца, Григория Богослова и ног Василия Великого, а также Григория – просветителя Армении, Андрея Критского и апостола Варфоломея. Говорят еще, будто бы до 1453 г. в Софийском храме в Константинополе была икона Димитрия Солунского – резная из зеленого мрамора, с надписью, в которой упомянуты имена Романа и Андроника. После Ксиропотама, древнейшим считается монастырь Есфигмен  на северо-восточном склоне, в 6-ти часах ходьбы от Кареи, а от Ватопеда – в 3-х часах по морскому берегу, сжатый с трех сторон высотами, отчего и получившим свое название. Его ктиторами считают императора Феодосия Младшего (408–450 гг.) и царевну Пульхерию. Из-за обвала горы он был разорен, но восстановлен сербскими государями. Некогда игуменом в Есфигмене был Григорий Палама, а также основатель Киево-Печерской обители Антоний, который там начал свои иноческие подвиги, при игумене Феоктисте, поселившись в пещере, недалеко от обители. Пещеру Антония и теперь еще показывают в Есфигмене. Она двойная, иссечена в скале, расположена близ морского берега и так тесна, что даже одному человеку в ней трудно поместиться.

 



 
PR-CY.ru