АФОН, Святая гора - Страница 2

 

Афонские скиты – те же монастыри, но находятся на землях других монастырей и зависимы от них. (Первоначально скит обозначал безусловное отшельничество и одиночество, позже стал состоять просто из меньшего, чем в монастыре, числа братий; прежние скиты теперь часто называются киновиями, т.е. общежитиями, где у иноков все общее.) Кельи на Афоне – это небольшие скиты или просто отдельные домики, принадлежащие монастырям, где живут иноки небольшими группами. (Келья – особое помещение для каждого монаха или монахини; иногда они отводятся только совершенно неимущим и больным.) Есть и калвиты-сиромахи – вольный, отчасти даже бродячий класс афонского населения. Некоторые из них имеют свои пристанища, другие постоянно переходят с места на место. С 1312 г. Афон находился под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского патриарха, который, однако, имел право вмешиваться во внутренние дела афонских монастырей, но лишь по их просьбе. Вся территория Афона принадлежит монастырям, которые владели ей еще от имени византийских императоров, что было подтверждено и турецкими султанами. Кроме того, афонские монастыри имеют владения на о-ве Фасос, в Македонии, Фракии, Малой Азии, Бессарабии и в других местах. Центр Афона – г. Карея, прежде это был скит, теперь местечко и резиденция монашеского управления – протатона, расположенная на небольшой нагорной площади, на Афоне, немного ниже его лесистого пояса, ближе всего от монастыря Кутлумуш. Игумен Кареиской лавры в древности носил титул прота, т.е. первого между начальниками монастырей, которому предоставлено было управление; совет при нем имел название «протатон». В Карее жил, в качестве представителя турецкого правительства, чиновник (ага) с подведомственной ему полицейской стражей, были расположены подворья всех двадцати монастырей. По субботам здесь бывал торг; монахи сбывали свои изделия купцам, владевших здесь лавками. Три раза в год (15-го августа, 25-го декабря и в Пасху) бывала ярмарка. Лавки были устроены под кельями и храмами, на подворьях вдоль единственной Кривой улицы. Главный собор – Успения Богоматери, 9 храмов, при кельях лавры и до 200 келий других монастырей и частных лиц. Сохранилась тюремная башня, где содержатся на хлебе и воде осужденные судом протатона; кузница и бойни баранов. Домов – до 120-ти, а монахов, прислуги, купцов и ремесленников, живущих в Карее постоянно, до 700 душ мужского пола. Сказания приписывали постройку собора в Карее Константину Великому, прибавляя при этом, что императором Юлианом Отступником (361–363 гг.) храм в 362 г. был сожжен и возобновлен императором Никифором Фокой (963–969 гг.), другом Афанасия Афонского; был вторично разрушен латинянами и возобновлен после уничтожения их владычества в Константинополе. Архитектурная форма данного собора отлична от прочих древних зданий на Афоне и напоминает базилику без купола. Стенопись в соборе приписывается Панселлину; здесь его кисть сохранилась без поправок и искажений на двух западных пилонах, на арках внутри свода и вокруг храма по стенам. Кроме отдельных святых, на западной стене карейского собора написано, как уверяют, Панселлином: «Успение Богоматери», и над ним – спящий «Младенец Христос». Земля, некогда принадлежавшая Кареиской лавре, по северо-восточному и юго-западному склонам Афона занята множеством отдельных келий и нескольких скитов, среди которых – русский скит св. Илии. Он зависит от обители Пантократора, а Новый русский скит св. Андрея – от Ватопеда. Близ мельницы скита Андрея Первозванного находится «пещера», к которой приурочивают явление архангела Гавриила, научившего петь «Достойно есть». За оврагом Капсола есть келья «Патерица», где в церкви Преображения Господня хранится жезл св. Саввы. В башне, служащей тюрьмой, есть келья, где жил св. Савва и в 1199 г. сочинил «типик» – Устав жития монастыря, от чего и келья называется «типикарница». Здесь живут, выполняя этот Устав, два монаха из Хиландарского монастыря.

 



 
PR-CY.ru