АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 12

Его комментариям свойствен больший прагматизм и интерес к конкретным деталям, а систематическим «Первым началам» – еще большая, чем у Прокла, схоластическая разработанность, не отменяющая, однако, доктринальной самостоятельности и умозрительной глубины. Дальнейшая (неоплатоническая) традиция рассматривает диалоги в качестве источника богооткровенного платоновского учения и использует метод аллегории для согласования противоречий в текстах диалогов. В III в. разработка платоновской философии в Афинской школе, видимо, сменяется в основном общеобразовательными штудиями. Известен только один диадох, занятый проблемами платонизма: Евбул (середина III в.), писавший о «Филебе», «Горгии» и аристотелевских возражениях на «Государство» Платона, автор сочинения «Платоновские вопросы». Хотя в Афинах в это время были известны (например, Лонгину) сочинения Плотина, его учение не находит там отклика. В 529 г. появился эдикт императора Юстиниана, запрещавший преподавание еретикам, евреям и «одержимым безумием эллинского нечестия», а также специальное постановление, направленное в Афины и запрещавшее язычникам «преподавание философии и толкование законов». После этого афинская школа прекратила преподавание. Вероятно, в конце 531 г. Дамаский с платониками (в их числе Симпликий и Прискиан) – «высшим цветом философов», по замечанию Агафия, из чьей «Истории» известен этот эпизод – отправляется из Афин ко двору персидского царя Хосрова I (взошедшего на трон 13 сентября 531 г.). В конце 532 г. Хосров, заключив «вечный мир» с Юстинианом, добился для философов-язычников разрешения находиться в пределах Византийской империи, не подвергаясь преследованиям за свои убеждения. По версии М. Тардье, поддержанной И. Адо, к Хосрову отправился один Дамаский, который и добился внесения соответствующей статьи в текст мирного договора. Остальные платоники находились в Харране (Каррах, в Месопотамии, в 30 км на юго-восток от Эдессы). Существовавшая здесь до 1081 г. философская школа была одним из важных источников влияния разработанного в афинской школе платонизма на мусульманскую философию. В 1508 г. по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508–1511 гг.).

 



 
PR-CY.ru