АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ - Страница 3

 

В пустынях он тесно сошелся со многими египетскими анахоретами, стал выразителем их чаяний и связующим звеном между образованной церковной элитой и простой монашеской средой. Вдалеке от Александрийской кафедры Афанасий Великий продолжал руководить паствой, компенсируя живое общение многочисленными посланиями, в которых он прямо обвинял императора Констанция в проарианской политике. В это время Афанасий Великий пишет лучшие из своих полемических сочинений: «Четыре слова на ариан», «Послание к монахам о том, что сделано арианами при Констанции», «Окружное послание против ариан к епископам Египта и Ливии», «Защитительное слово в оправдание бегства во время гонения», «Защитительное слово перед Констанцием», «Послание к монахам о том, что сделано арианами при Констанции» (история ариан), «Послание к Серапиону о смерти Ария», «Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской» и др. Император Юлиан Отступник (361–363 гг.) в начале своего правления благосклонно отнесся к Афанасию Великому и его сподвижникам, разрешил им покинуть места ссылок. Возвратившись, Афанасий Великий повел дело сближения никейцев и омиусиан на соборе в Александрии 362 г., который  торжественно назвали «Собором исповедников». На нем провозгласили незыблемость никейской догматики. Однако вскоре Юлиан переменил свое отношение к христианству (за что и получил прозвище «Отступник») и к Афанасию Великому, стал преследовать православных. Александрийский епископ вновь отправился к монахам в Верхний Египет. При преемнике Юлиана – императоре Иовиане (363–364 гг.) Афанасий Великий в 363 г. вновь оказался в Александрии. Однако Иовиана сменил на Востоке Валент (365–366 гг.), державший сторону ариан. Он потребовал удаления всех епископов, изгнанных при Констанции и возвращенных Юлианом. Во время правления императора-арианина Валента Афанасий Великий испытал последнее (пятое) гонение. Но по требованию горожан имперские власти оставили опального епископа в покое, и последние годы своей жизни (366–374 гг.) он мирно провел в Александрии, уже не расставаясь со своей паствой. Афанасий Великий был видной политической фигурой, но в историю он вошел и как автор «Жития Антония», четырех «Посланий к Серапиону, епископу Тмуисскому», «Апологии против язычников», «Изложение веры», «Послание об определениях Никейского собора» и др. Его творения в патрологии принято разделять на апологетические («Слово против язычников», «Слово о воплощении Бога-Слова»), догматико-полемические (три слова «Против ариан»), историко-полемические (три защитительных слова и другие апологии), экзегетические (гомилии), аскетические («Житие св. Антония Великого») труды и эпистолярное наследие (пасхальные послания пастве, «Послание к императору Иовиану», многочисленные письма и пр.). Языческий дух античных традиций был ему глубоко чужд, однако в стремлении к импозантной строгости стиля он придерживался риторических норм. Наибольший историко-литературный интерес представляет написанная им биография египетского аскета Антония Великого, основателя коптского монашества. Это сочинение было почти немедленно переведено на латинский и сирийский языки и положило начало популярнейшему в Средине века жанру монашеского жития.

 



 
PR-CY.ru