АРХИЕРЕЙСКИЕ ДОМА - Страница 5

 

После указа 1705 г. о половинном жалованье служителям архиерейского дома в составе архиерейских служителей почти не осталось представителей знатных родов. После разборов духовенства в 30-х гг. XVIII в. правительство решило оставлять при архиерейских домах только отставных офицеров и солдат. Средствами содержания архиерейских домов служили окладные и неокладные доходы с духовенства и мирян, доходы с недвижимых имений, принадлежавших кафедре или приписанным к архиерейскому дому монастырям, и пожертвования. Основным источником содержания архиерейских кафедр являлись населенные имения. Богатейшими владельцами недвижимых имуществ были новгородский, ростовский, тверской, рязанский, крутицкий, казанский архиерейские дома. Молодые кафедры – Устюжская, Холмогорская (Архангелогородская) – имели мало недвижимости, а Астраханская не имела земельных владений вовсе. Наиболее доходным являлось владение пашнями. Леса, составлявшие значительную часть владений вятского архиерейского дома, даже не учитывались в силу незначительности доходов, а наибольшую ценность для Холмогорского архиерея представляли не пашни, а рыбные промыслы. Первые десятилетия XVIII в. характеризуются запустением практически всех домовых вотчин, причиной чего было как общее разорение страны в годы Северной войны, так и секуляризационные тенденции в политике правительства Петра I. Государство со времени Ивана III стремилось ограничить как вотчинное владение церкви, так и ее судебные права, однако существенно важные в этом отношении решения были сделаны лишь при Петре Великом. При нем было ограничено пользование доходами с церковных владений, часть которых стала обращаться на государственные нужды. В то же время многие дела, подлежащие прежде церковному суду, перешли в ведение светской власти, что значительно изменило обстановку архиерейских домов. Многие служилые люди теперь здесь оказались лишними, и с 1701 г. часть из них взяли на военную службу, часть (не шляхетского рода) записали в подушный оклад (податное сословие). В эти годы единственным источником роста земельных владений кафедр оставалась приписка к ним монастырей. Одновременно много приписных монастырей было закрыто или обращено в епархиальные с изъятием вотчин от архиерейских домов; при них остались необходимые домовые служители и небольшое количество дворян, которые были подчинены общим законам о дворянах. Строгий контроль над доходами и расходами, постоянные изъятия на благотворительные учреждения, специальные подати с церковных имуществ на государственные и другие потребности продолжались и при преемниках Петра Великого. Ко времени ревизии 1744 г. приписных монастырей вовсе не числилось у астраханского, воронежского, коломенского, рязанского, смоленского, суздальского архиерейских домов. Среди окладных доходов архиерейских домов первое место принадлежало дани с церквей, взимание которой регламентировалось грамотами патриарха Иоакима 1687 и 1689 гг.: дань за право пользования усадьбами платилась духовенством и причтом со своих дворов, а с дворов прихожан – в виде налога за доход с треб. Кроме того, дань уплачивалась и с церковной земли в тех местностях, в которых духовенство владело пахотной землей или угодьями. Обложению данью и записи в оклад с указанием суммы годового сбора подлежала каждая построенная и освященная церковь (от уплаты дани освобождались лишь немногие церкви в областях с преобладанием новокрещеных). Среди статей неокладных доходов известны оброк за арендное пользование недвижимой собственностью архиерейского дома, пошлины с духовенства и причта, пошлины с венечных памятей, штрафные деньги, судебные пошлины.

 



 
PR-CY.ru