АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР – канонический орган, один из высших органов власти и управления в поместной церкви, в том числе в Русской православной церкви, собор правящих архиереев поместной церкви для совместного решения церковных вопросов. Архиерейский собор подотчетен поместному собору, созывается не реже чем раз в 4 года; он создает и упраздняет епархии, синодальные учреждения, духовные школы. Каноническая основа структуры управления в автокефальной поместной церкви определена 34-м Апостольским правилом, в котором говорится: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». На проведение дважды в год соборов в каждой поместной церкви с участием всех епископов указывается в определениях Вселенских соборов. В частности IV Вселенский собор определил: «Согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». Рядом соборов изменилась периодичность в проведении Архиерейских соборов, но всегда подтверждался их исключительно архиерейский состав. Так, 8-е правило Трулльского собора изменило периодичность в их созыве, не коснувшись состава. Исключительно архиерейский состав собора предусмотрен VII Вселенским и Карфагенским соборами. Каноны не предусматривают Архиерейских соборов, в которых участвовали бы пресвитеры, диаконы и миряне. Из истории древней церкви известно об участии в деяниях собора пресвитеров, диаконов и мирян, но без канонически установленных полномочий. Обязанность созывать соборы и председательствовать на них Антиохийский и IV Вселенский соборы возлагают на митрополита как главу поместной церкви. Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях и в патриархатах церковная власть осуществлялась в единении первоиерарха – предстоятеля с собором епископов. Но поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, связаны с большими затруднениями и неудобствами, уже в период Вселенских соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные соборы, или синоды епископов. Слово «синод» означает собор, но в русском языке оно стало употребляться в значении «малый постоянно действующий собор». Особую важность среди них имел, конечно, Константинопольский «синод эндимуса» (синод, постоянно находящийся в столице). Он составлялся из митрополитов и епископов, приезжавших в столицу по делам своих кафедр и порой проживавших в ней по несколько лет. Благодаря этому патриарх в любое время имел возможность собрать достаточное число архиереев для принятия соборного решения. В Русской церкви, входившей с начала ее канонического устроения в Константинопольский патриархат, высшая власть изначально принадлежала митрополиту с собором епископов. Было принято за правило, чтобы архиереи собирались в Москве для совещаний не реже одного раза в год. При необходимости епископы собирались чаще. Случалось, что, съехавшись в Москву по требованию обстоятельств, архиереи надолго задерживались в столице, составляя ряд соборов с малыми промежутками времени. Иногда он созывался «из прилучившихся в Москве епископов», подобный Константинопольскому «синоду эндимуса». Для этого почти все архиереи имели в Москве свои постоянные подворья. Епископов на собор созывал митрополит и председательствовал на нем. Вместе с собором он открывал новые епископские кафедры, вершил суд над епископами.

 



 
PR-CY.ru