АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич - Страница 3

К началу XX в. хор стал широко известен не только в обеих столицах и провинции, но и за рубежом. В 1898–1899 гг. Архангельский совершил с хором поездку по России, а в 1907 г. съездил с ним за границу. Архангельский в своих концертах знакомит публику с русскими народными песнями (частью в собственной обработке), с произведениями церковной и светской хоровой музыки и иностранных авторов как старинных, так и так и современных, составляя программы со вкусом и знанием музыкальной литературы. Он сотрудничает с ведущими композиторами и исполнителями России. Его хор, отличающийся прекрасным подбором голосов, образцовым ансамблем и тонкой отделкой деталей, получил широкую известность, а вся его деятельность – громкое общественное признание. Он регулярно появляется на всевозможных концертных площадках. С участием хора были исполнены «Месса до мажор» и «Девятая симфония» Бетховена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Stabat mater» Россини, «Потерянный рай» Рубинштейна, мессы Шуберта и многое другое. О пении хора стали писать только в превосходных степенях. В 1900-х гг. Архангельский учредил Общество взаимопомощи церковных хоров в Санкт-Петербурге и стал устраивать грандиозные концерты соединенных хоров, отдавая сбор на образование пенсионного фонда для хористов. Благодаря светской направленности деятельности хора (в основном), он сумел сохраниться и в послереволюционные годы. Однако с отъездом Александра Андреевича в Прагу и последовавшей в 1924 г. его смертью коллектив стал постепенно клониться к упадку и в 1935 г. был окончательно расформирован. Архангельский и его хор сыграли одну из ключевых ролей в становлении современной русской хоровой культуры. Его деятельность во многом способствовала не только созданию широкой сети хоровых коллективов по всей стране и пропаганде лучших образцов хоровой литературы, но и возникновению новых, рассчитанных на созданный Архангельским «хоровой стандарт» произведений русских композиторов. Во многом именно благодаря многолетним усилиям «первого регента России» сегодня мы можем слушать «Литургию» Чайковского, «Всенощную» Рахманинова, хоры Калинникова, Танеева и, конечно, самого Архангельского. В 1887 г. он напечатал свои духовные переложения напевов Александро-Невской лавры («К Богородице прилежно» и «Утоли болезни») и оригинальное сочинение – «Милость мира». За этим последовал ряд других духовных сочинений и переложений, составляющих вместе почти полный годовой церковный круг. Всего А.А. Архангельский написал свыше полусотни церковных сочинений, в том числе две литургии, всенощную, восемь «Херувимских» и др. Наиболее замечательны по богатству аранжировки и звучности «Заупокойная литургия» и «Панихида». Однако его сочинения лишены определенного, строго выдержанного стиля. В них заметны результаты изучения итальянских мастеров, но проявляется и древнерусский церковный характер. Мелодия обыкновенно поручается верхнему голосу, остальные голоса являются только сопровождающими, поддерживающими гармонию (довольно однообразную). С текстом А.А. Архангельский обращается бережно, сохраняя его в целости, избегая перестановок и неудобных повторений слов.



 
PR-CY.ru