АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ - Страница 5

 

12 февраля 1751 г. Арсений доносил Синоду, что в приходе Борисоглебской слободы существовала разобранная по его повелению часовня с иконой св. Параскевы Пятницы, весьма почитавшаяся раскольниками. А 15 июня 1761 г. он сообщал Синоду о самосожжении 63-х старообрядцев при приближении военной команды Ярославской губернской канцелярии. Строгий к подчиненным, Арсений Мацеевич становится и в резкую оппозицию к светской власти. В донесениях Синоду он называл в качестве основной причины роспуска в 1742 г. славяно-латинской школы необходимость содержания отставных военных, тяжким бременем лежавшую на монастырях епархии. Арсений проявил себя непреклонным борцом с расколом, неоднократно обращал внимание Синода и властей на опасные последствия проповеди расколоучителей, обвинял светские власти в потакании старообрядцам. Своей властью он подолгу держал в заточении богатых и влиятельных купцов-раскольников. Строгость Арсения вызывала недовольство среди дворян и духовенства епархии. Не решаясь обвинить известного своей аскетической жизнью святителя в корысти, жалобщики, как правило, указывали, что Арсений по своей немощи не занимается делами епархии, а злоупотребления и мздоимство исходят от служителей архиерейского дома и управляющих консисторией. Его полемический талант отразился в проповедях. В 1745 г. по его инициативе была издана 20 лет не публиковавшаяся книга архиепископа Феофилакта (Лопатинского) «Обличение неправды раскольнической», к которой Арсений написал «Дополнение». Исполняя поручение Синода по исправлению сочинения Феофана (Лопатинского), Арсений Мацеевич проводит взгляды Иосифа Волоцкого. В опровержение взглядов архиепископа Феофана (Прокоповича) Арсений Мацеевич написал «Возражения на пасквиль лютеранский, нареченный «Молоток на Камень веры»», выступив последовательным сторонником митрополита Стефана (Яворского) в обличении протестантов. Значительная их часть посвящена обличению раскола и затрагивает актуальные для старообрядцев вопросы о священстве, конце света, приходе антихриста, церковном обряде. Богословские взгляды Арсения раскрылись, прежде всего, в обличении старообрядчества. Он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Другая часть проповеднического наследия Арсения составляют поучения, произнесенные в воскресные и праздничные дни, толкования на тексты Священного Писания и катехизические объяснения (из многочисленных проповедей Арсения напечатаны «Семь поучений», а остальные, числом 217, хранились в рукописях в ярославской духовной семинарии, они сохранились в составе 12-ти рукописных томов). Арсений привлекал материал как из русских источников (сочинений преподобных Максима Грека, Иосифа Волоцкого, из Четьих-Миней, постановлений Стоглава, летописей, хронографов, Степенной книги, летописцев митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) и других Ростовских архиереев), так и из иностранных и инославных (из Корана, Талмуда, сочинений Плиния, Барония, Агриппы, «Хроники» Матвея Стрыйковского). Он владел богатой библиотекой, к началу 60-х гг. XVIII в. насчитывавшей 337 рукописей и книг. Более половины собрания составляли издания на латинском, греческом, немецком и польском языках. Заручившись поддержкой архиереев-единомышленников и прибегнув к помощи канцлера А.П. Бестужева-Рюмина, Арсению удалось добиться от императрицы Елизаветы Петровны отклонения проекта готовящейся секуляризации церковных имуществ. По некоторым (документально не подтвержденным) сведениям, Арсений энергично протестовал и против секуляризационных планов  Петра III.

 



 
PR-CY.ru