АРСЕНИЙ, Иващенко Антоний Ильич

АРСЕНИЙ, Иващенко Антоний Ильич (1831–1903 гг.) – духовный писатель. Окончил курс в Киевской духовной академии. В 1875 г. занял место настоятеля Московского Заиконоспасского монастыря, превосходно использованное им для изучения греческих рукописей московской Синодальной библиотеки. В 1893 г. был возведен в сан епископа и назначен викарием сначала тульской, потом новгородской епархий. По своему уму, образованию, трудоспособности и высоким нравственным достоинствам Арсений представлял выдающееся явление среди нашей иерархии. Однако его служебная карьера оказалась более чем скромной. Вместо митрополичьей кафедры, на которую никто из его современников не имел больше прав, чем он, ему предоставили захолустное викариатство. С ним случилось то же, что было с его еще более знаменитым собратом, епископом Порфирием Успенским. Он имел смелость говорить правду без всяких прикрас в пору общего молчания. Его отзывы о крупных чинах духовного ведомства были меткими, остроумными и беспощадными, а такой свободы языка ему не прощали. Это, впрочем, мало огорчало Арсения: он весь отдался кабинетной работе. Хорошо зная греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский, испанский, румынский и славянские языки, он сделал по истории церкви столько, что его трудов хватило было бы для ученой репутации 20-ти епископам. Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляет очень большие трудности. Однако в принадлежащих Арсению изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков: он не знал научного греческого языка, хотя превосходно читал и переводил с него. Тем не менее, в нашей духовной литературе они представляют выдающееся явление. Среди самостоятельных исследований Арсения первое место занимает «Летопись церковных событий», серьезное справочное пособие, в 1900 г. вышедшее 3-м изданием (Полный перечень до 1889 года см. в «Словаре» С.А. Венгерова, т. I). Не менее значимыми являются труды: «Судьба православной греко-италийской церкви» («Русская Беседа», 1859 г.); «Состояние православной церкви в Далмации» («Духовный Вестник», 1863 г.); «Очерки истории греческой церковной общины в Венеции» (там же, 1864 г.); «Состояние православной церкви у русских в Венгрии в XIV–XVII веках» (там же, 1865 г.); «Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1867 г.); «Евстафий, митрополит Солунский XII века» («Духовный Вестник», 1868 г.); «Русские в Венгрии» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1868 г.); «Судьбы христианства в южной Аравии» («Православное Обозрение», 1868 г.); «Максим, патриарх Константинопольский» (там же); «Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII века» (там же, 1868 г.); «Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX века до настоящего времени» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1870 г.); «Христианство в северной Аравии» («Православное Обозрение», 1870 г.); «Очерки истории православно-греческой церкви на острове Сицилии» («Православное Обозрение», 1871 г.); «Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского» («Православное Обозрение», 1872 г.); «Очерк жизни Феолепта, митрополита филадельфийского» («Странник», 1872 г.); «Епископ Симеон Концаревич» («Странник», 1872 г.); «Готская епархия в Крыму» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1873 г.); «Очерк жизни и деятельности Каллиста, патриарха Константинопольского» («Православное Обозрение», 1873 г.); «Состояние церкви в Африке в эпоху владычества вандалов» («Христианское Чтение», 1873 г.); «История североафриканской церкви с 534 года до конца ее существования» («Христианское Чтение», 1873 г.); «Записки о мученичестве св. Арефы» («Странник», 1873 г.); «Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества» («Православное Обозрение», 1876 г.); «О жизни и сочинениях Иосифа Вриенния, патриарха Константинопольского» («Православное Обозрение», 1879 г.); «Несколько страниц из истории христианства в Персии» («Христианское Чтение», 1881 г.); «Николай Мефонский» («Христианское Чтение», 1882–1883 гг.); «Макарий Магнезийский» («Христианское Чтение», 1883 г.); «Описание одного греческого сборника Синайского монастыря» («Христианское Чтение», 1884 г.); «Феофан Керамевс» («Христианское Чтение», 1884 г.).

 
PR-CY.ru