АРНОБИЙ Старший - Страница 3

Высший, нерожденный Бог для него – это Бог Отец. Христа он считает Богом низшего ранга, называет Его «возвышенным Богом», «Богом внутренних сил», «Господом всех сил», «Богом (происшедшим) от внутреннего корня», «Богом-Спасителем, посланным из неизвестных царств и от Владыки всех», «Посредником Бога» и сравнивал Христа с языческими философами. Однако у Арнобия Старшего полностью отсутствует учение о Святом Духе, а в учении о Христе как Боге есть элемент субординационизма. Его христология сочетает в себе докетические и преднесторианские элементы: Христос «принял человеческий образ и сокрыл Свою силу в подобии нашего рода», или «уподобился человеку», «облекся» в человека и «носил его с Собой». Согласно Арнобию Старшему, Бог воплотился для того, чтобы Его «невидимая сила могла явиться в мире... вступить в общение с людьми... приняв некий покров более или менее плотной материи, на который мог быть обращен взор». Господь допустил умертвить «своего человека», так что смерть на кресте никак не коснулась Его Божества, Которое неразрушимо, но была смертью «воспринятого (Им) человека, носимого, а не носящего». Сотериологическая миссия Христа, по его мнению, состояла, главным образом, в установлении истинной религии и даровании душам бессмертия. У Арнобия Старшего, таким образом, практически отсутствует идея искупления грехов и преображения человеческой природы через Боговоплощение. Уклоняясь от вопроса о происхождении зла в мире, он пытается объяснить его отчасти наличием в мире злых духов и через понятие судьбы. Все в мире происходит по неизменным законам, по необходимости, однако сама судьба находится в подчиненном положении к Богу. Человек у Арнобия Старшего занимает достаточно низкое место в иерархии бытия, практически ничем не отличаясь от прочих животных. Он утверждает, что не только мир «не создан ради людей», но и люди «совершенно бесполезны для него». Вопреки Священному Писанию он считает, что человек сотворен не высшим Богом, но каким-то «другим родителем» из «средних кругов», скорее всего, ангелом. Природа человеческих душ «неопределенна и двойственна», так что они не бестелесны, не бессмертны и находятся в середине между жизнью и смертью, а в тела заключены как в оковы. Спасение, принесенное Христом, как раз и состоит в даровании душам людей бессмертия. Арнобий Старший приводит множество доводов в пользу свободы человека, но вместе с тем развивает учение о судьбе и «естественной слабости», которая делает человека грешником, вследствие чего Бог оказывает Свою милость не по заслугам. Таким образом, Арнобий Старший задолго до Августина Блаженного поднял вопрос о соотношении свободы и благодати. Его эсхатология очень запутанна. После смерти (которая, по его мнению, есть разлучение души и тела и разрешение от телесных уз), души людей попадают в геенну, где грешники, не знавшие Бога, после продолжительных мучений совершенно истребляются неугасимым огнем. Это – «истинная смерть». Душам праведников Бог по Своему милосердию дарует бессмертие и светлую, блаженную жизнь после будущего воскресения мертвых. Арнобий Старший практически ничего не пишет о церкви, богослужении и таинствах. По его мнению, христианское богопочитание – это правильное представление о Боге, за которым следует поклонение Богу в духе, почтительное призывание Его имени, теснейшее соединение с Ним всеми чувствами, любовь и благоговение к Нему. Кроме того, он упоминает общие молитвы, коленопреклонения, общие собрания для молитвы и назидания, что и есть богослужение. Но все это необходимо только для людей, а не для Бога. Апологию Арнобия Старшего в целом характеризует слабое знание христианского учения и патетический стиль, поэтому она не оказала сколько-нибудь значительного влияния на последующих авторов, что во многом было связано и с теми еретическими взглядами, которые высказывались в его сочинении, с влиянием на его учение идей платонизма и гностицизма. Даже его ученик Лактанций остался чужд тех идей, которые были присущи его учителю, и ни разу не упоминает о нем. По-видимому, на основании сочинения Арнобия Старшего был составлен псевдо-тертуллиановский трактат «De execrandis gentium diis» («О достойных проклятия языческих богах»). В VI в. сочинение Арнобия Старшего было включено в список книг, запрещенных папой Геласием I. Для новоевропейской науки Арнобий Старший дал ценные сведения о языческой религии, почему и получил прозвище «христианский Варрон».



 
PR-CY.ru