Словарь по христианству А АРНОБИЙ Старший - Страница 2

АРНОБИЙ Старший - Страница 2

 

Римскую религию Арнобий Старший излагает преимущественно по сочинениям Варрона. Из римских авторов особое место он отводит Цицерону («предшественнику христианства»), по образцу трактата «О природе богов» которого, как полагает Иероним, Арнобий составил свое сочинение. Многие аргументы против политеизма он действительно заимствовал у Цицерона. На взгляды Арнобия Сстаршего оказала значительное влияние и эпикурейская традиция, в особенности философия Лукреция. Наконец, ему известно учение каких-то «новых людей». Язык Арнобия изобилует архаизмами, поэтическими словами, отвлеченными и специальными понятиями, относящимися, прежде всего, к языческому культу. Как апологет Арнобий Старший успешно доказывает, что христиане не атеисты, но чтут единого Бога Творца и поклоняются не человеку, но Богу, ставшему Человеком. В полемике против политеизма он использует аргументы скептиков, а едкий сарказм, с которым он обличает абсурдность языческого культа, часто подкрепляется доводами, заимствованными у античных философов (скептиков, эпикурейцев и Платона, которого он называет «божественным [мужем], познавшим о Боге много достойного и непохожего на [мнение] толпы»). При всех достоинствах Арнобия Старшего как апологета его богословие, тем не менее, несет на себе отпечаток античных философских взглядов, а также гностических и оккультных учений. Свои богословские утверждения он практически не пытается согласовывать со Священным Писанием. Ветхий Завет он отвергает как «иудейские и саддукейские басни», не имеющие ничего общего с христианством, а ссылки на Новый Завет встречаются очень редко. Арнобий указывал, что Писания Нового Завета менее древние, чем языческие сочинения, но от этого они не становятся менее истинными, поскольку основаны на истинных свидетельствах и написаны просто и безыскусно. Возможно, многие его высказывания, противоречащие учению церкви, объясняются апологетическим характером его сочинения, адресованного язычникам. Арнобий Старший не касается некоторых важных моментов христианского учения, вероятно, потому, что сам имел о них довольно смутное представление. По его мнению, знание о высшем Боге для человека является врожденным, так что все мы естественным образом знаем о существовании Бога. Кроме этого простого знания о существовании Бога человек может познать кое-что и о Его сущности и свойствах. Учение Арнобия Старшего о Боге имеет преимущественно спекулятивный характер. Согласно его мнению, Бог есть «Верховный Владыка», Который по Своей природе невидим, бесконечен, нерожден, бессмертен, вечен, единствен, не ограничен никакой телесной формой, неописуем, бескачествен и неколичествен, прост, несложен, пребывает вне пространственного положения, движения и состояния, непостижим ни для какой тварной природы, неизреченен словом. Арнобий утверждал, что Бог трансцендентен в такой степени, что не имеет никакой связи с миром, а потому не опекает его. Утверждая идею абсолютной трансцендентности Бога тварному миру, Арнобий, тем самым, во многом близок к представлениям эпикурейцев о всецело блаженнейшем, бесстрастном и не вмешивающимся в дела материального мира божестве. Так, согласно его мнению, бесстрастный Бог не может гневаться даже на грешников и злых духов. Но в отличие от эпикурейцев он считает Бога Творцом мира, Первопричиной и Царем мира. Изначально Бог сотворил то, что полно, целостно и совершенно. Происхождение всего, что недостойно того, чтобы быть созданным Самим высшим Богом, остается для него загадкой. При этом Арнобий допускает существование сотворенных Богом более низших духовных существ, обладающих самостоятельной творческой силой. К ним он относит и языческих богов, но не отождествляет их с падшими ангелами, как это делали другие апологеты. Эти духовные сущности имеют природу, среднюю между природой Бога и тварного материального мира, и находятся, таким образом, в двойственном состоянии, бессмертны, но не по природе, а по дару высшего Бога. Арнобий Старший признает языческих богов, возражая лишь против поклонения им: вполне достаточно воздавать почести высшему Богу, т.к. через это «почитаются и все божественные существа».

 



 
PR-CY.ru