АРНО Антуан

АРНО Антуан (1612–1694 гг.) – французский богослов, философ, логик, писатель-полемист, названный в свое время «Великим Арно», представитель знаменитой французской династии, члены которой сыграли значительную роль в истории янсенизма. Происходил из семьи известного парижского адвоката Антуана Арно, был самым младшим из его 20-ти детей, готовился к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради «служения Богу». Под влиянием аббата Сан-Сиранского монастыря Жана Дювержье де Оран стал изучать теологию, а затем философию Р. Декарта. Стал бакалавром философии, в 1636 г. защитил работу, посвященную Аврелию Августину (Августину Блаженному), а в 1641 г. – докторскую диссертацию по теологии в Сорбонне. Получив степень доктора, принял сан священника. В 1643 г. стал преподавателем на факультете теологии Сорбонского университета и  в том же году опубликовал книгу «О частом причащении…», в которой выступил против общепринятой практики исповеди и причащения. Принадлежал к янсенистской общине аббатства Пор-Рояль. В конце 30-х годов XVII в. в Пор-Рояле было 80 монахинь, а загородная часть монастыря превратилась в оплот янсенизма, и здесь образовалась мужская группа отшельников, среди которых находились как знатные дворяне, судьи, военные, так и ученые, теологи, врачи, и даже простые крестьяне. Главой монастыря и общины был аббат де Сен-Сиран (Ж. Дювержье), прирожденный духовный наставник и руководитель. Его речи, полные суровой трепетности, ясные и краткие, властно подчиняли умы и души слушателей. Именно он существенно расширил размеры аббатства, приобретя в 1626 г. недвижимость в парижском предместье. В 1638 г. аббат, обвиненный в ереси, был заключен в тюрьму кардиналом Ришелье (поначалу числившим его в своих друзьях, называвшим Сен-Сирана «самым ученым мужем Европы» и часто консультировавшимся у него по вопросам богословия). Именно Сен-Сиран отвлек преуспевающего молодого богослова от схоластических исследований и направил его внимание на творения Августина Блаженного. После смерти аббата в 1643 г. роль лидера Пор-Рояля перешла к Арно. Здесь он занимался ученым просветительством, в том числе организацией школ для обучения детей из семей городской интеллигенции логике и грамматике. Одна из сестер Арно, Жаклина, известная впоследствии как мать Анжелика, начав свою религиозную деятельность с места помощницы настоятельницы в Пор-Рояле, уже в 10-летнем возрасте (в 1602 г.) сама стала здешней аббатисой. Всю свою жизнь Арно посвятил борьбе с иезуитами, написав множество памфлетов против их трактовки христианства, религиозной практики и «ослабленной морали». В 1643–1644 гг. в защиту К. Янсения и его учения (янсенизма) Арно издал две «Апологии», в которых обосновывал близкую к кальвинистской точку зрения о благодати: Бог посылает действенную благодать лишь тем, кто предопределен к спасению. Выступая против учения богослова-иезуита Л. Молины о взаимодействии благодати со свободной волей человека, Арно Антуан продолжал отстаивать янсенистское учение о благодати в других своих работах: «Моральная теология иезуитов», «Письмо к знатной особе», «Второе письмо к пэру Франции» (1655 г.). В ответ иезуиты организовали настоящую травлю «Великого Арно»: при поддержке папы Иннокентия X (1644–1655 гг.), а затем и папы Александра VII (1655–1667 гг.) они добились осуждения янсенизма и исключения в 1656 г. Арно из состава теологического факультета Сорбонны (богословский факультет 124-мя голосами проголосовал против Арно, 71 – за него и 15 воздержавшихся). 29 января 1656 г. Арно был исключен из списков докторов Сорбонны. В его лице церковь решила укротить всю элитную часть янсенистского движения, а ослабление янсенистов означало усиление позиций иезуитов. Их атака на янсенизм приняла открытые формы. Арно решил привлечь общественное мнение Франции к «порочной деятельности» всесильного ордена иезуитов, чтобы раз и навсегда сокрушить его. Пор-Рояль поручил выполнить эту задачу Блезу Паскалю, который написал «Письма к провинциалу» – антиклерикальный памфлет, всколыхнувший всю Францию и вызвавший полицейские преследования янсенистов из Пор-Рояля. Не согласный с осуждением янсенизма и изгнанный из Сорбонны, Арно Антуан продолжил свою деятельность в монастыре Пор-Рояль – цитадели этого движения. Выступал он и против кальвинистов, чтобы отвести от янсенистов обвинения в «ереси» и спасти Пор-Рояль. Арно Антуан, Блез Паскаль и др. отстаивали свободу воли человека, отрицаемую протестантами, и считали возможным согласовать ее с предопределением и благодатью.

 



 
PR-CY.ru