АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 10

 

В 1166 г. такое изложение было составлено католикосом Нерсесом IV, занявшим престол после Григора III. Нерсес указал ряд особенностей в обрядах Армянской церкви, объясняя их древностью и священностью предания. В обращении к императору католикос писал, что недоразумение и неверное понимание отдельных пунктов отдаляют армян от православной церкви, но не от ее учения. В 1169–1170 и 1171–1172 гг. для ведения дальнейших переговоров император Мануил направил в Киликию делегацию греческих богословов во главе с Феорианом. Между греками и Нерсесом состоялись длительные консультации, в ходе которых удалось отказаться от предрассудков (армяне считали греков несторианами, а греки армян – последователями Евтихия). После переговоров Нерсес отправил Мануилу письмо, в котором, отметив сближение позиций с православной церковью, вновь изложил учение Армянской церкви о Святой Троице и Иисусе Христе. После новых переговоров с Феорианом Нерсес решил созвать Собор Армянской апостольской церкви для окончательного объединения. Собор был созван уже после кончины Нерсеса IV его преемником – католикосом Григором IV в г. Ромкла (Румкале) на Евфрате (1178 г.). На Соборе присутствовали 33 виднейших армянских епископа, которые, изучив присланное из Константинополя исповедание веры, объявили о своем согласии с ним. В Соборном послании указывалось, что исследование древних отцов привело церковь к выводу, что во Христе присутствует «неизреченное соединение двух естеств». Епископы провозгласили, что «воистину у нас Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всяческих, иже над всеми, и через всех, и во всех нас». Собор подтвердил осуждение ересей Ария, Македония, Павла Самосатского, Нестория и Евтихия. Было подтверждено признание Никейского, Константинопольского и Эфесского Вселенских соборов, а также Поместных соборов в Анкире, Кесарии, Неокесарии, Гангре, Лаодикии и Сардике (все IV в.). В то же время Халкидонский собор в актах Собора в Ромкле никак не упоминался, кроме того, подчеркивалось, что объединение церквей должно проходить не по примеру хозяина и слуги, а как равных с равными, на основании Библии и Священного Предания. Делегация Армянской церкви, отправленная в Константинополь с актами Собора, не смогла добраться до византийской столицы из-за военных действий в Малой Азии. В следующем 1180 г. умер император Мануил, и переговоры о вере прекратились. Дальнейшие контакты с Византией осуществлялись по инициативе армянской стороны: переговоры при католикосах Костандине I (в 1240 и 1248 гг.) и Костандине IV (между 1323 и 1326 гг.). Главным требованием, которое непременно выдвигалось представителями православной церкви в переговорах с Армянской апостольской церковью, было признание Халкидонского собора вместе с посланием папы Льва I и принятие учения о двух естествах, волях и действиях во Христе. Наряду с этим византийская сторона настаивала на унификации церковных обычаев, а также требовала поставить избрание католикоса под контроль императора. В процессе наибольшего сближения двух церквей при императоре Мануиле с армянской стороны была выражена готовность принять требования православных: 1) провозгласить анафему Евтихию и Севиру; 2) отказаться от формулы Кирилла «единое естество Слова воплощенного» ввиду ее двусмысленности, позволяющей усматривать в ней мнение о смешении естеств, принять формулу «два естества» и присоединиться к исповеданию «двоякой воли, равно как и действия, под условием перенесения на единого Христа Бога»;

 



 
PR-CY.ru