АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 9

 

Собор (на котором присутствовали несколько яковитских епископов из Сирии) осудил воззрения Севира Антиохийского, одного из столпов монофизитства, по вопросу о тленности тела Христа, признав его тленным по природе, но нетленным «по неизреченному соединению». Подобное учение развивал в V в. в полемике с Севиром Юлиан Галикарнасский, однако Собор анафематствует его мнение о принятии Христом нетленного тела ветхого Адама до грехопадения. В период усиления Армении при Багратидах оживился богословский диалог Армянской апостольской церкви с Константинополем. В 60-70-х гг. IX в. переписку с армянами по богословским вопросам вел Константинопольский патриарх Фотий, призывавший признать Халкидонский собор и осудить как несториан, так и монофизитов. Материалы Собора в Ширакаване (862–863 гг.), проходившего в присутствии католикоса Закарии и князя князей Ашота Багратуни, содержат речь посланца Фотия – митрополита Иоанна Никейского с изложением православного вероучения и 15-ти анафематствований, в том числе против Евтихия и теопасхитов, а также осуждение противников Халкидонского собора: «Если из-за человекоугодия или любостяжания (кто-либо) не проклинает того, кто Халкидонский Собор и его последователей признает врагами и противоборниками установленного апостольского и пророческого предания или завета трех Святых Соборов, таковой да будет проклят. Если дерзает, согласно с Несторием, проклинать или бесславить мерзким того, кто Халкидонский Собор и следующие за ним Соборы (Пятый, Шестой и Седьмой) признает последователями и единомышленниками преданий апостолов, пророков и трех (первых) Святых Соборов, то таковой проклинает себя». В Окружном послании (867 г.) Фотий объявил, что армяне в чистоте исповедуют православие. Переговоры продолжил патриарх Николай I Мистик, но вскоре католикос Ованнес V, неоднократно призывавшийся в Константинополь, прервал их резким осуждением Халкидонского собора. С середине X в. Византия добилась значительных успехов в борьбе с арабами, и отношение к армянам как к потенциальным союзникам становится менее доброжелательным. Переговоры, возобновлявшиеся при католикосах Ваане (около 969 г.), Хачике (1060 г.) и Григоре II (1080 г.), шли в условиях военной экспансии Византии на армянских землях. По свидетельству Маттеоса Урхаеци, в 1065 г. Гагик Анийский, излагая вероисповедание армян перед императором Константином X Дукой, утверждал, что догматы Армянской апостольской церкви основаны на учении великих отцов церкви IV–VI вв. и трех Вселенских соборов, и не упоминал о «нетленности» тела Христова. В эпоху Киликийского армянского государства, несмотря на сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке, вновь происходит активизация взаимоотношений между православной и Армянской церквами, достигшими во второй половине XII в. наибольшего продвижения в деле церковного объединения. При императоре Мануиле I Комнине Византийская империя, удерживавшая значительную часть арменизированной Киликии, стремилась к установлению контактов с Армянской церковью, рассчитывая на поддержку армянами своей политики на Ближнем Востоке. В начале 1165 г. брат католикоса Григора III – епископ Нерсес (будущий Нерсес IV Шнорали) встретился с великим протостратором Алексеем, зятем императора и наместником Киликии, который от имени Мануила просил изложить вероучение Армянской апостольской церкви для рассмотрения возможности церковного воссоединения.

 



 
PR-CY.ru