АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 8

 

Несмотря на пребывание в Армении византийских войск и тесные связи армянской аристократии с Византией, тенденция к сближению не получила дальнейшего развития. Военные успехи арабов привели в начале VIII в. к сворачиванию контактов между Константинополем и Армянской апостольской церковью. После захвата Армении арабами армянские христиане оказались в числе зиммиев – не мусульманских подданных халифа, пользовавшихся его защитой лишь при условии полного повиновения. Католикосы, стремясь сделать церковь главным консолидирующим институтом армянского народа, взяли курс на размежевание с Византией. Константинопольский патриарх Герман I направил армянскому католикосу послание с предложением о признании Халкидонского собора, однако созванный Ованнесом III Одзнеци Двинский собор (719 или 720 г.) вновь осудил его. В 726 г. на Соборе Армянской апостольской церкви в Маназкерте было сформулировано следующее вероучение: 1. Ежели кто не исповедует Святую Троицу как единую природу и единое Божество, в трех Лицах и трех Ипостасях, совершенных и равных – да будет анафема. 2. Ежели кто не будет исповедовать Бога Слово воистину воплотившимся от святой Девы, то есть восприявшим от Нее нашу природу, душу, тело и разум без повреждения, а скажет, что Христос явился в воображении и по уподоблению – да будет анафема. 3. Ежели кто не скажет, что Бог Слово воспринял тело от грешного и смертного естества нашего, а скажет, что от безгрешного, бессмертного и нетленного естества, которое было у первосозданного человека до грехопадения, – да будет анафема. 4. Ежели кто не будет исповедовать единое естество воплощенного Бога Слова согласно неизреченному соединению в Божестве, что от Божества и человечества, а утверждает единое естество по природе или же по смешению и превращению – да будет анафема. 5. Ежели кто не будет исповедовать одного и того же Бога и в то же время человека, а говорит, что некто один –  Бог, а некто другой – человек, – да будет анафема. 6. Ежели кто не скажет, что тело Христово было нетленным от рождения, что от Девы, вплоть до вечности, не по природе, но по неизреченному соединению, а скажет, что вплоть до Воскресения было тленным, бесславным и несовершенным, и что лишь после Воскресения оно стало нетленным, прославленным и совершенным – да будет анафема. 7. Ежели кто не скажет, что тело Господне было подверженным мучениям и смертным по природе и не подверженным мучениям и бессмертным – по Божеству Слову Единому, а скажет, что по природе оно было не подверженным мучениям и бессмертным или же по неизреченному соединению – подверженным мучениям и смертным, – да будет анафема. 8. Ежели кто не скажет, что Христос телом претерпел все страдания человеческие без греха, а скажет, что по Божеству Своему подпал под страдания, или же не был причастен человеческим страданиям по домостроительству – да будет анафема. 9. Ежели кто не будет исповедовать Христа истинным Богом, по неизреченному домостроительству равным Отцу и Духу, а также совершенным и истинным человеком, равным Матери и нам, кроме грехов, – да будет анафема. 10. Ежели кто не будет исповедовать, что Христос добровольно и нетленно претерпел все страдания человеческие, а говорит, что претерпел их с тлением или что страдания делают Его тленным, и не исповедует согласно апостолам, пророкам и православным наставникам – да будет анафема».

 



 
PR-CY.ru