АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 7

 

II Двинский собор (554–555 гг.), деятельное участие в котором принял сириец, яковит Абдишо, открыто осудил Халкидонский собор, впервые прервав общение с признающими его православными церквами. Не последнюю роль в этих событиях играло давление со стороны сасанидского Ирана, всячески способствовавшего углублению церковных разногласий армян с Византийской империей. Вскоре политика гонений со стороны императорской администрации была прекращена и уступила место попыткам преодоления церковного раскола между Константинополем и Востоком. При императоре Маврикии в Константинополе организовывались религиозные диспуты с армянами, закончившиеся безрезультатно: в 584 или 591 г. Собор Армянской апостольской церкви в Двине подтвердил решения Собора 554–555 гг. и вновь осудил халкидонские вероопределения, позднее еще раз осужденные и анафематствованные на Двинском соборе 607 г. при католикосе Аврааме I. В первой половине VII в. император Ираклий, искавший поддержки со стороны восточных христиан во время долгой войны с Ираном, стремился объединить сторонников и противников Халкидона. После трудной победы над персами, добытой при активнейшем участии его союзников-армян, Ираклий направил католикосу Езру послание с изложением вероисповедания. Езр отправился в Феодосиополь (армянский Карин, современный Эрзурум) для встречи с императором, во время которой удалось рассеять взаимные предубеждения, в знак чего Ираклий причастился с католикосом из одной чаши (около 630 г.). Император призвал армянских епископов воссоединиться с православной церковью. Это предложение было поддержано Езром и известным армянским богословом Теодоросом Сюнеци. Фактически состоялось восстановление общения церквей (так называемая Каринская уния), греческие и армянские иерархи вместе совершили Евхаристию и причастились. Однако стремление Езра к соглашению с греками вызвало противодействие части армян во главе с вардапетом Ованнесом, который обвинил партию Езра в том, что они подкуплены Ираклием. Езр и богослов Мафусаил Сюнеци отправили императору послание, выдвинув ряд условий для признания Халкидонского собора. Тем не менее, некоторое время Армянская апостольская церковь поддерживала если не полное церковное единство, то, во всяком случае, тесные отношения с Константинополем. В Армении стали распространяться греческие церковные обычаи: причащение квасным хлебом, празднование Рождества 25 декабря. В 641 г. преемник Езра – католикос Нерсес III созвал Собор, осудивший вардапета Ованнеса. В 40-х гг. VII в., в период начавшейся совместной борьбы византийцев и армян с арабскими завоеваниями, при императоре Константе II переговоры о восстановлении церковного единства возобновились. Император, посетивший Армению в начале 50-х гг. VII в., причащался из одной чаши с католикосом Нерсесом и армянскими епископами. Тесные связи Армянской церкви с греками поддерживались в течение всего VII в. Следует отметить, что на переговорах с армянами не ставился вопрос о формулах «единого действия» и «единого воления» Христа (см. Монофелитство). Католикос Саак III, принявший православное исповедание, прибыл на Трулльский собор в Константинополе (691 г.), однако покинул его в знак протеста против осуждения ряда «особливых преданий Армянской Церкви»: употребление для Евхаристии вина, не смешанного с водой; поставление на церковные и священнические степени только потомственного духовенства; разрешение сыра и яиц в субботы Великого поста; внесение в алтарь мирянами вареного мяса и его раздача священникам.

 



 
PR-CY.ru