АРМИНИЙ Якоб - Страница 2

Получив кафедру, Арминий сделал ее ареной борьбы. Выступавший против него строгий кальвинист профессор Ф. Гомар, выставил противоположные аргументы. Студенты разделились на две партии, такое же разделение произошло и среди проповедников. Волнение охватило всю страну. Новые обвинения в ревизии учения Кальвина и неприятности продолжали преследовать Арминия до конца жизни. Наибольшие нападки кальвинистов вызвали его рассуждения о божественном предопределении в трактате 1608 г. «Объявление мнений». Здесь Арминий уточнил тезис об избирательности Бога при назначении людей к спасению: спасутся те верующие, которые приняли данное от Бога посредничество Иисуса Христа и в глазах Бога искренне покаялись. Из этого следовало, что человек способен своей свободной волей обратиться к спасению. В 1608 и 1609 гг. были сделаны попытки примирить противников, но безуспешно. В 1609 г. в Гааге Арминий вновь решительно высказался против учения о предопределении. Он находил его противоречащим понятию о Боге, который представлялся как бы виновником греха, отрицающим свободу человека и упраздняющим христианство. Арминий утверждал, что первые века нашей эры не знали подобных воззрений. Позиция Арминия и после его смерти (в 1609 г.) не утратила своего влияния, хотя для партии арминиан настали трудные времена. Идеи Арминия были подхвачены Дж. и Ч. Уэсли, а также основоположником баптистского движения в Нидерландах и Англии Дж. Смитом, привлекли множество последователей в протестантском мире. Конфликт сторонников и противников взглядов Ариминия привел к размежеванию в кальвинистской среде, что ярко проявилось в связи с деятельностью ремонстрантов и решениями Дортского синода 1619 г. См. также АРМИНИАНСТВО, арминиане, ремонстранты.



 
PR-CY.ru