АРМИНИАНСТВО, арминиане, ремонстранты - Страница 3

В 1621 г. Епископий выпустил «Исповедание, или Изъявление мнения священников, именуемых ремонстрантами» и энергично распространял его. Однако положение оставалось печальным. Духовные нужды отколовшихся общин обслуживались тайно вернувшимися проповедниками, которых преследовали, а участники таких богослужебных собраний наказывались штрафами. Так дело шло до 1625 г., когда умер Мориц. Его брат и преемник немедленно проявил свою веротерпимость. Епископий вернулся из изгнания. В Амстердаме и других местах арминианами были построены церкви. В 1632 г. в Роттердаме общины выбрали себе проповедников. В 1634 г. арминиане в Амстердаме устроили гимназию с богословским отделением для подготовки проповедников. Имена некоторых профессоров-богословов вскоре стали знаменитыми. Так как арминиане не были связаны окаменевшим исповеданием, то их школа работала свободно. Ее питомцы и проповедники в конце XVIII в. и в начале XIX  в. в большинстве своем были рационалистами. Однако положение ремонстрантов в Голландии оставалось неопределенным до  1795 г.: официально их признавали, но всего лишь терпели. Они могли строить церкви, но так чтобы они не выходили на улицу. Они могли иметь проповедников, но должны были оплачивать их труд из добровольных подаяний. Во время отделения церкви от государства (после переворота 1795 г.) ремонстранты были признаны самостоятельной церковной организацией, что вызвало в них большой энтузиазм. Они даже сделали несколько попыток создать движение в пользу объединения всех протестантов, но это им не удалось. Во время господства французов арминианские общины значительно пострадали. Их семинария с 1813 по 1816 гг. была закрыта. После ухода французов общины вновь ожили. Правительство назначило им ежегодную субсидию на жалованье проповедникам. В 1869 г. арминиане праздновали свой 250-летний юбилей. В 1873 г. их семинария  была переведена в Лейден. Идеи арминианства находили сторонников далеко за пределами Нидерландов: в XVIII в. арминианское понимание предопределения проявляется в методизме, один из основателей которого Дж. Уэсли считался последователем Я. Арминия. Оно также оказало значительное влияние на ривайвелизм и ряд позднейших богословских течений, распространившихся преимущественно в англосаксонском христианстве. В настоящее время арминианство сохранилось в основном в Нидерландах, но подверглось значительному влиянию либерального рационализма, а общины арминиан и по сей день существуют в Нидерландах, Англии и США. См. также АРМИНИЙ Якоб.



 
PR-CY.ru