АРМИНИАНСТВО, арминиане, ремонстранты

АРМИНИАНСТВО, арминиане, ремонстранты – религиозное течение, возникшее в начале XVII в. в рамках кальвинизма как реакция на его крайности, прежде всего, на учение о предопределении. В основе арминианства лежит учение Якоба Арминия. Основным побудительным мотивом к созданию учения для него и его последователей был отказ от мнения об абсолютном всевластии Бога, которое предлагал кальвинизм. Это остается главной отличительной особенностью арминианского богословия, в центре которого – проблемы предопределения, свободы воли, Божественной благодати. Однако реакция на кальвинизм, не могла быть значительной до тех пор, пока все силы Нидерландов поглощались борьбой за политическое существование, но как только война с Испанией стала замирать, религиозная распря выступила на первый план. Во главе движения встал Арминий, от имени которого движение получило свое название. Он отвергнул тезис Ж. Кальвина о предопределении избранных к спасению, которое произошло еще до сотворения мира и, соответственно, не зависит от самого человека. Арминий оценивал подобную точку зрения как ложную и несовместимую с идеями божественной справедливости, доброты, любви и милосердия. Опасаясь репрессий за пересмотр ключевых положений кальвинистского провиденциализма, Арминий вначале предпочел не декларировать свои взгляды, что не избавило его, однако, от острых дискуссий со строгими доктринерами, особенно со старшим профессором теологии Лейденского университета Франциском Гомаром (1563–1641 гг.). В 1591 г. Арминий прокомментировал 7-ю и 10-ю главы послания Павла к Римлянам не в духе кальвинизма. Его обвинили в пелагианстве, но на этот раз дело было улажено, хотя сомнения насчет верности Арминия кальвинизму остались. В 1593 г. он продолжал комментировать послание к Римлянам и проповедями на тему 9-й главы вызвал новые обвинения и расследования, сделавшие его центром общего внимания. Его проповеди собирали многочисленную публику. Арминия заставили оправдываться перед Генеральными штатами Голландии, но репутация добросовестного пастора и высокообразованного теолога помогла ему не только оправдаться, но даже занять вакантное (после эпидемии 1603 г.) место профессора в университете Лейдена. Получив кафедру, Арминий сделал ее ареной борьбы. Выступавший против него строгий кальвинист профессор Ф. Гомар, выставил противоположные аргументы. Студенты разделились на две партии, такое же разделение произошло и среди проповедников. Волнение охватило всю страну. Новые обвинения в ревизии учения Кальвина и неприятности продолжали преследовать Арминия до конца жизни. Наибольшие нападки кальвинистов вызвали его рассуждения о божественном предопределении в трактате 1608 г. «Объявление мнений». Здесь Арминий уточнил тезис об избирательности Бога при назначении людей к спасению: спасутся те верующие, которые приняли данное от Бога посредничество Иисуса Христа и в глазах Бога искренне покаялись. Из этого следовало, что человек способен своей свободной волей обратиться к спасению. В 1608 и 1609 гг. были сделаны попытки примирить противников, но безуспешно. В 1609 г. в Гааге Арминий вновь решительно высказался против учения о предопределении.

 



 
PR-CY.ru