АРИОСТО ЛУДОВИКО - Страница 2

К этому же периоду (приблизительно между 1517 и 1525 гг.) относятся семь так называемых cатир Ариосто – стихотворных посланий в духе Горация, написанных в виде вольных дружеских бесед. Нельзя рассматривать их как автобиографию, и все же они проливают свет на личность поэта. Для придворного театра Феррары (скрупулезно следуя римским образцам) Ариосто написал насколько комедий. Самой удачной можно признать комедию «Сводня» («La Lena»), впервые поставленную в 1528 г., где автор дал колоритные зарисовки феррарской жизни того времени. К 1522 г. финансовые дела Ариосто пошатнулись: Феррара вновь воевала с папой, жалованье выплачивали нерегулярно. Ариосто был послан комиссаром в горную область Гарфаньяна в западной Тоскане. Город недавно вернулся под власть Феррары и остро нуждался в человеке, способном навести порядок. Ариосто прибыл туда в феврале 1522 г. и провел там три самых трудных года в своей жизни. В 1525 г., после возвращения в Феррару, начался последний, самый благоприятный период жизни Ариосто. Он был признан величайшим итальянским поэтом современности, а денег, скопленных в Гарфаньяне, хватило на покупку дома. Поэт развел сад и женился на Алессандре Бенуччи Строцци. Последние годы его жизни были счастливыми и плодотворными, несмотря на невзгоды, постигшие его родину. Выправив поэму в соответствии с нормами литературного языка того времени и добавив шесть новых песен (всего их стало 46; это третья, последняя редакция поэмы), он опубликовал ее в 1532 г. «Неистовый Роланд» может показаться лишенным цельности, хаотичным: Ариосто ведет одновременно множество сюжетных линий, вплетая одну в другую. Доведя одну линию до захватывающего или пикантного момента, он бросает ее, чтобы начать новую линию, которую, в свою очередь, сменяет следующая. Потом он может вернуться к первой линии, развить ее чуть дальше и ввести группу новых персонажей, включенных в новую ситуацию. Принято считать, что эту крупную поэму (в ней около 39 000 строк) объединяют три центральные темы: сумасшествие Роланда (героя французского эпоса); легендарная война христиан под предводительством Карла Великого с сарацинами; история любви сарацина Руджеро и девы-воительницы Брадаманты, мифических основателей рода д'Эсте. Однако сумасшествие Роланда с большим основанием можно выделить как центральную тему, с которой тем или иным образом соотносятся все прочие события поэмы. Автор выводит множество персонажей, спешащих через лес, где происходит большая часть действия, в поисках кого-то или чего-то желанного или утраченного. Порой эти поиски комичны, порой причудливы, порой разворачиваются по законам рыцарского романа. Мало-помалу уясняется их связь с центральным поиском-странствием Роланда: его истовой, самоотверженной, всепоглощающей погоней за той, которую он вознес так высоко, что, выйдя за рамки человеческой природы, она утратила реальность. Ни одна женщина, ничто на свете не соизмеримо с колоссальной мощью его иллюзии, не говоря уже о легкомысленной красавице, которую он поставил в центре вселенной. Узнав о ее измене, он сходит с ума. Этот эпизод (XXIII–XXIV песни) переложил А.С. Пушкин («Пред рыцарем блестит водами...»). Хотя темы, затронутые автором, очень серьезны (сила иллюзии, заставляющая человека без конца гоняться за тем, чем он никогда не сможет обладать всецело, испытания, которым подвергается верность в вечно меняющемся мире), слог поэмы искрится остроумием. Сюжет «Неистового Роланда» кажется и тщательно выстроенным, и в то же время отличается удивительным разнообразием. Сценой действия служит почти весь известный в ту эпоху мир, а многочисленные фигуры мужчин и женщин, встречающиеся на страницах поэмы, отличаются большой живостью. Благодаря такому разнообразию в сочетании с живостью повествования и гармоничностью построения поэму «Неистовый Роланд» можно назвать произведением, в котором наиболее полно отразился дух итальянского Высокого Возрождения.



 
PR-CY.ru