АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ – «отрицательное» (или мистическое) богословие – система раскрытия и обоснования истин христианского вероучения, сложившаяся к VI в. и получившая распространение преимущественно на христианском Востоке в виде двух основных течений. В узком смысле – это метод дискурсивного богопознания, при котором в описании свойств Бога, как абсолютно трансцендентного творению, исключаются все тварные атрибуты, а также указывается на необходимость употребления превосходных степеней в используемых категориях (например, «сверхблагость»). В широком смысле – это духовно-аскетическая установка принципиального отказа от использования каких бы то ни было тварных аналогий и образов в богословии. В традиции восточного богомыслия различаются два понятия: «икономия» и «богословие». Богословие – это учение о «Боге в Самом Себе», в то время как икономия – это богословский раздел, занимающийся вопросами Божественного откровения. В сфере аскетики и молитвенной практики апофатическое богословие выступает как призыв к непрестанному восхождению, очищению, «безвидности» ума. Оно представляет собой один из двух путей в богопознании – путь отрицаний. Если путь утверждений (т.е. катафатическое богословие) прилагает к Богу все наивысшие совершенства, которые только мыслимы в мире (например, благость, мудрость, жизнь, любовь, бытие), то апофатический путь отрицает все несвойственное Богу. В плоскости дискурсивного мышления логика отрицаний применима во всяком познавательном процессе, при этом процесс познания носит двоякий характер. Можно пытаться обнаружить у исследуемого объекта черты сходства, моменты общности с уже известными объектами и явлениями, и тогда этот метод познания следовало бы назвать методом аналогий. Либо, стремясь познать «самую суть» явления или объекта, можно указывать на особенные черты познаваемого явления, отличные и несводимые к общему. Этот метод будет методом отрицаний, т.е. данный объект не есть то-то и то-то, он не обладает такими-то и такими-то качествами. Апофатический метод обретает свое значение в философских и религиозных системах, постулирующих наличие абсолютного начала мира. Можно обнаружить его черты в самых различных богословских и философских системах, где трансцендентный Абсолют играет важнейшую роль: в буддизме, платонизме, неоплатонизме и т.д. Поэтому апофатическое богословие в узком смысле –  это дискурсивная техника «отрицаний» у трансцендентного Абсолюта тех или иных аспектов «посюстороннего», имманентного. Данный метод не является прерогативой христианства. В историческом плане апофатические приемы развивались в платонических или тяготевших к платонизму философских школах. Так, апофатизм является характерной особенностью учения Платона об идеях, резко противопоставленных всем их чувственным подобиям и отображениям. Чувственные вещи изменчивы и преходящи, а идеи не подлежат никакому изменению или превращению и являются вечными сущностями, всегда равными самим себе. Поэтому идеи совершенно запредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени. Учение Платона об идеях содержит два аспекта: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию (как быванию), но они же его собой обосновывают, поскольку бытие причастно им, а они – бытию.

 



 
PR-CY.ru