АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ и правила - Страница 2

Эти каноны написаны Ипполитом в 218–222 гг. для римской церкви. Такое предположение о зависимости восьмой книги памятника от египетской переделки канонов Ипполита не может, впрочем, считаться твердым и встретило сильные возражения со стороны лучшего его издателя – профессора Функа, который утверждал, что египетский сборник составлен на основании апостольских постановлений, и каноны Ипполита стоят в зависимости от этого сборника. Редактор памятника компилировал свое руководство из источников, составленных в разных местах, в разное время, для разных целей. Несогласованность и пестрота материала перешли в его компиляцию. Так как автор выставляет Климента Римского посредником в переделке памятника, то его обычно называют Псевдо-Климентом. Возможно, что он – одно лицо с Псевдо-Игнатием, который из семи подлинных посланий Игнатия сочинил двенадцать неподлинных. Гарнак считал его полуарианиноми и относил время его деятельности к 340–380 гг. Функ полагал, что он был последователем Аполлинария и жил около 400 г. Место его деятельности – Сирия. Работа редактора апостольских постановлений имела продолжателей в интерпретаторах. Сборник находился в церковном обращении и вызывал последующие поправки и вставки. В особенности это касается последней (восьмой) книги, которая переписывалась чаще, чем постановления в целом виде.  В тесной связи с этим памятником стоят апостольские правила, имеющие форму соборных постановлений. Обычно их насчитывается 85 (это число называет Трулльский собор во втором своем правиле). В расположении правил трудно отыскать какой-либо план. Встречаются повторения. Исследователи находят 85-е правило очень любопытным, поскольку оно перечисляет «чтимые и святые книги» Ветхого и Нового Завета. Назвав Евангелия, 14 посланий Павла, соборные послания, правило продолжает: «Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах. И Деяния апостольские». Здесь примечательно то, что Апокалипсис поставлен вне канонических книг, и, наоборот, в канон зачислены послания Климента и апостольские постановления в восьми книгах. Отсюда совершенно справедливо исследователи заключают, что редактор апостольских правил имел главной целью прикрыть подложность апостольских посланий путем вторичного подлога. Апостольские правила вышли из тех же церковных кругов Сирии, для которых предназначались апостольские постановления, и появились несколько позже, в начале V в. В основании правил лежат разные источники. Около 20-ти из них повторяют правила Антиохийского собора 341 г.; 24 правила черпают содержание из апостольских посланий. Около полвины правил взято из источников, для нас теперь недоступных. Около 500 г. 50 канонов были переведены на латинский язык Дионисием Малым. Почему взято это число из 85-ти, – осталось невыясненным. Исследователи находят любопытным, что уже этот Дионисий плохо верил в апостольское происхождение переводимых правил и назвал их «канонами, называемые апостольскими». Источник: Словарь Христианство.



 
PR-CY.ru