АПОСТОЛЫ - Страница 9

Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. Необходимо отметить, что многие из них не входили в число тех 70-ти учеников, которых Христос избрал перед началом пути на Голгофу, т.к. они упоминаются в более поздних текстах Нового Завета. Так, например, об обращении Варнавы говорится только в книге Деяний (4:36–37), Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий апостола Павла (Деян. 18:24–25), Онисима к Христу привел апостол Павел (Флм. 1:10), Акила во время земной проповеди Христа не мог быть в Галилее (Деян. 18:2) и т.д. Однако стремление отождествить их с теми 70-ю учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении церковь видела продолжение того дела, на которое Иисус послал 12 и 70 апостолов. Так, Савл был призван Христом только после Вознесения Христа, но, несмотря на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Господом, и к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). Хотя Савл был призван через несколько лет после Воскресения (Деян. 9:22–26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Галл. 1:1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Галл. 1:15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям: «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор. 9:1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11:5). Павел обращается к авторитету Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для 12-ти, является Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Христом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным: от видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло несколько лет, в течение которых «Савл более и более укреплялся» (Деян. 9:22). Священное Писание впервые называет его «апостолом» только в Деяниях (14:4). Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской церкви и прямое указание Святого Духа на его избранничество (Деян. 13:2). В служении апостола Павла со всей силой раскрылся всемирный характер апостольской проповеди: «Уделом, который назначил [ему]… Бог» (2 Кор. 10:13), стали для него языческие страны. В своих Посланиях Павел значительно углубляет по сравнению с Евангелиями понимание сущности апостольства. Ему принадлежит определение апостола как «со-работника Христу» (1 Кор. 3:9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор. 4:1). Он с дерзновением говорит об апостольстве как о служении примирения Бога с людьми (2 Кор. 5:18–20). Именно на примере Павла ясно видно, как апостолы уподоблялись Христу: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галл. 2:20). В Посланиях Павла отмечено также, что апостольство имеет непрерывное продолжение в церкви. Для сохранения преемства в том многоразличном служении, которое исполняли апостолы, они поставляли епископов и пресвитеров.

 



 
PR-CY.ru