АПОСТОЛЫ - Страница 7

В разной последовательности названы: Андрей (брат апостола Петра, названный церковью Первозванным), Иаков Зеведеев, его брат Иоанн (Богослов), Варфоломей, Фома (который назван «близнецом») и Матфей (согласно Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его звали Левий). Упомянутый во всех четырех списках апостол Варфоломей обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Их отождествление основано на том, что все списки 12-ти апостолов синоптических Евангелий и Деяний называют только Варфоломея, тогда как Иоанн, который вообще не упоминает Варфоломея, относит к апостолам Нафанаила (Ин. 1:35–51; 21:1–2). Кроме того, в списках 12-ти апостолов синоптических Евангелий Варфоломей всегда упоминается вместе с Филиппом, и объяснением этой связи может служить рассказ в Евангелии от Иоанна о том, что Филипп привел Нафанаила, чтобы он увидел Иисуса (Ин. 1:35–51). Иоанн, возможно, предпочитает употреблять более выразительное имя Натанаил (евр. – дар Божий), а имя Варфоломей опускает, т.к. последнее является отчеством (арам. – сын Толами ). Полное арамейское имя апостола Варфоломея в таком случае было Натанаэль бар Толами. Употреблением нескольких имен для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что апостол Иуда, которого Лука (чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом) называет Иудой Иаковлевым (братом Иакова), в перечнях Матфея и Марка назван Фаддеем («хвалящий») или Леввеем («сердечный»). Апостол Симон у Матфея и Марка назван Кананитом (от евр. и арам. –  «ревновать»), поскольку некоторые ранние рукописи указывают на его приверженность закону Моисея или принадлежность к партии «ревнителей» – зилотов. Для читателей евангелиста Луки, видимо, нужно было дать перевод этого прозвища, поэтому у него апостол назван Симоном Зилотом. Но на формально-иерархические различия среди апостолов Священное Писание нигде не указывает. Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Христос неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: воскрешения дочери Наира (Мк. 5:37; Лк. 8:51), Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф. 26:37; Мк. 14:33). В ряде мест Священного Писания показано первенствующее положение апостола Петра. Он называется первым не только в общих списках апостолов, но также среди 3-х избранных (Лк. 8:51; Мф. 17:1; Мк. 14:33 и др.). Выражение «Петр же и бывшие с ним» (Лк. 9:32), несколько раз встречающееся в Евангелии, что также подтверждает его авторитет среди других учеников. Иисус особым образом выделял и дом Петра (Мф. 8:14; Мк. 1:29–30; Лк. 4:38). Христос даже совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф. 17:25–27). От имени 12-ти Петр исповедует Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф. 16:16), за что особым образом ублажается Спасителем (Мф. 16:17–19). Евангелие от Матфея чаще других акцентирует эту особую роль Петра в кругу 12-ти. Деяния также рассказывают о его руководящей роли избрания 12-го апостола (Деян. 1:15–22) в день Пятидесятницы (Деян. 2:14–36) и в других случаях. Но когда Петр по-человечески не понимает слов Христа о грядущих страданиях и пытается Его остановить, Спаситель резко обрывает его (Мф. 16:23). Евангелия рассказывают о падении Петра и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике (Ин. 21:15–19). Но православное богословие при этом решительно отвергает, что особое место Петра среди апостолов, дает римской кафедре основание для примата.

 



 
PR-CY.ru