АПОСТОЛЫ - Страница 6

Согласно евангельской истории, первыми к апостольству были призваны Андрей Первозванный, Иоанн (евангелист не называет своего настоящего имени), Иаков Зеведеев, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил, из которых, по крайней мере, Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя. Хотя пребывание с Христом уже пробудило в них веру, после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Христа в Галилее, слышали Его проповедь. Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы. Пережив мистический «ужас», они смогли «оставить все» и последовать за Учителем. Евангелист Лука в этом рассказе говорит о Петре, Иакове и Иоанне, другие авторы синоптических Евангелий еще указывают и на четвертого – Андрея. Следующим был призван Матфей в Капернауме, что произошло еще до 2-й Пасхи общественного служения Иисуса. И, наконец, уже после 2-й Пасхи, когда число последователей Христа умножилось, и люди, жаждавшие назидания, были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), из множества учеников Христос избрал 12 апостолов, молясь Отцу всю ночь. С этого времени и вплоть до заключения Христа под стражу 12 уже не отлучались от Него, даже когда уходили многие смутившиеся новым учением. Окончательное избрание апостолов произошло между 2-й и 3-й Пасхами общественного служения Христа, когда устами апостола Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в мессианское достоинство Спасителя. Однако и после этого события Христос продолжал укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мк. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7–13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божьем как о земном царстве восстановленного Израиля, они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. Во время Тайной вечери, когда Христос открыто изобличил предателя, они продолжали спорить о том, «кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22:24). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют своего Учителя (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из 12-ти даже стал предателем (Мф. 26:14–16; 27:3–10). Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще могут сомневаться (Мф. 28:17), продолжают по-земному понимать учение о Царствии Божьем (Деян. 1:6). Однако и в этом состоянии несовершенства и человеческой слабости их апостольство есть особое избранничество, а их отношения с Христом характеризуются близостью и доверительностью. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Имена 12-ти апостолов в синоптических Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь. Несмотря на расхождения в порядке имен и некоторых вторых именах, можно с уверенностью утверждать, что в новозаветных апостольских списках речь идет об одних и тех же лицах. Все исчисления начинаются с апостола Петра, при этом приводится его первое имя – Симон. Имя Петр было дано ему Христом, когда его брат Андрей привел его к Иисусу (Ин. 1:42). Во всех списках названы Филипп, Иаков Алфеев и впоследствии отпавший Иуда Искариот (имя его не упомянуто в Деян. 1:13 и заменено в 1:26 на Матфия).

 



 
PR-CY.ru