АПОСТОЛЫ - Страница 3

Необходимо учитывать, что апостолами вплоть до конца II в. назывались все странствующие проповедники Евангелия. О них говорится в 11-й главе «Учения двенадцати апостолов» – «Дидахе». Именно там появляется термин «лже-апостолы». Для обозначение этих обманщиков Павел употреблял ироничный термин «высшие (т.е. чрезвычайные) апостолы» (2 Кор. 11:5–13; 12:11). До конца II в. слово «апостолы» имело еще одно значение, которое позже было утрачено: оно прилагалось к особой категории харизматических учителей, существовавших в ранней церкви. Достаточное представление о них наука получила со времени опубликования «Учения двенадцати апостолов» (1883 г.). «Дидахе» знает три их категории – апостолов, пророков и дидаскалов. «Дидахе» наставляет: «Апостол не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй». Не имея определенного местопребывания, апостолы не должны были иметь никакого имущества. Отправляясь в путь (после однодневного пребывания), апостол «не должен брать ничего, кроме хлеба (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лже-пророк». Институт апостольства к концу II в. вырождается, поскольку к этому времени сформировалась церковная иерархия. Служение в церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов было подобно тому, как это делали апостолы Христа; оно и сегодня называется равноапостольным. Так, церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину, императора Константина I Великого, Нину, просветительницу Грузии, великого князя Владимира, архиепископа Японского Николая (Касаткина). Встречается и иная форма этого наименования, например, святитель Стефан Пермский – «апостол зырян». Духовный смысл христианского апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Иисуса Христа, которое предшествует посланничеству вообще и является основанием апостольства, о чем Христос говорит неоднократно: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21); «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20; Ин. 3:17–34; 5:36; 7:29; 8:42; 11:42; 17:18; Лк. 4:18–19; 10:16). Служение апостолов, таким образом, находится в  преемственной связи со служением Самого Христа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин. 12:49; 14:24), и продолжает мессианское свидетельство о спасении мира, которое осуществилось в лице Иисуса Христа и является частью плана спасения всего мира. Поэтому на апостольское служение может поставить только Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16; Ин. 6:70; 15:19; Мк. 2:14; 4:19; Гал. 1:1; 1 Кор. 12:28). В этом призвании от Бога полагается и отличие апостолов Христа от апостолов церквей и от апостолов «от человек». Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати – личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол – только личный посланник Христа, поэтому Павел постоянно подчеркивает высоту и исключительность своего служения в церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа. Вместе с тем призвание к апостольскому служению требует и своего «восполнения» – освящения Святым Духом. Еще до Своего вознесения Христос дал ученикам обетование послать от Отца Духа – Утешителя, Который их «научит… всему и напомнит… все» (Ин. 14:26); «вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8; 13:3). Это обетование исполнилось в событии Пятидесятницы. Книга Деяний показывает, как Святой Дух участвовал в деле распространения Евангелия, руководил в апостольской проповеди, избирая апостолов на то или иное дело (Деян. 13:2), наставляя и укрепляя их (Деян. 15:28), определяя направление миссионерских путешествий (Деян. 16:7).

 



 
PR-CY.ru